Модные тенденции 2011 специально для круглых животиков
Будущие мамы – это прежде всего женщины! А практически любая женщина очень хочет постоянно хорошо выглядеть. Если округлившийся живот уже не влезает в Вашу обычную одежду, то пришло время подумать про смену собственного гардероба.

Что такое аутизм и как он проявляется


Что такое аутизм? Что это за болезнь, кто такие аутисты, признаки аутизма у детей

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов
    • [А] Абазия .. Ацидоз
    • [Б] Базофилы .. Богатая тромбоцитами плазма
    • [В] Вазопрессин .. Выкидыш
    • [Г] Галлюциногены .. Грязи лечебные
    • [Д] Деацетилазы гистонов .. Дофамин
    • [Ж] Железы .. Жиры
    • [И] Иммунитет .. Искусственная кома
    • [К] Каверна .. Кумарин
    • [Л] Лапароскоп .. Лучевая терапия
    • [М] Макрофаги .. Мутация
    • [Н] Наркоз .. Нистагм
    • [О] Онкоген .. Отек
    • [П] Паллиативная помощь .. Пульс
    • [Р] Реабилитация .. Родинка (невус)
    • [С] Секретин .. Сыворотка крови
    • [Т] Таламус .. Тучные клетки
    • [У] Урсоловая кислота
    • [Ф] Фагоциты .. Фитотерапия
    • [Х] Хими

medside.ru

причины, виды, признаки, лечение, новости

Аутизм у детей — это достаточно распространенный диагноз в последнее время. Однако, несмотря на это, современный человек мало что знает об этом заболевании. Попробуем разобраться, что такое аутизм, как его диагностировать и лечить.

Фото: Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. — Изд-во: Питер, 2015. — 160 с.

Что такое аутизм у детей

Интересуетесь, что такое аутизм? Это, скорее, не болезнь, а психическое отклонение. Аутизм — это расстройство, которое проявляется в эмоциональном плане, а также влияет на речь, мышление и социальную адаптацию. Аутист ведет себя отстраненно и не так, как принято в обществе.

Наталья Мальтинская в своей статье «История развития учения об аутизме» говорит о том, что о заболевании стало известно еще в XX веке, однако вплотную вопросом начало заниматься уже следующее поколение. Статистика неутешительна: с каждым годом доктора все чаще диагностируют аутизм у детей. Также доказано, что мальчики болеют чаще, чем девочки.

Не знаете, что такое аутизм у детей? Фото обычно демонстрирует угрюмого ребенка, с опущенной головой, который не реагирует на родителей или сверстников. В целом картинки точно отображают действительность и поведение людей, которые страдают от психического расстройства.

Зная, кто такой аутист, людей с заболеванием распознать легко. Обычно ребенок повторяет однотипные движения, не разговаривает или его речь крайне ограничена. Также дети часто не смотрят в глаза, не улыбаются и не проявляют никакого эмоционального контакта с родителями и окружающими.

Некоторые сторонятся детей с нестандартным поведением, считая, что аустисты — это люди, которые несут угрозу для других. На самом деле, такие дети абсолютно безобидны. Они живут в своем особенном мире и нисколько в этом не виноваты.

Аутизм, как правило, диагностируется в раннем возрасте. Чем раньше выявится эта особенность ребенка, тем лучше. Поэтому родителям следует внимательно наблюдать за малышом и при появлении сомнений обратиться к специалисту за консультацией.

Причины аутизма

Очень часто родители особенных детей интересуются: откуда же появляется аутизм? Почему одни малыши здоровы, а другие страдают? Изучая вопрос аутизма, я не раз слышала теорию о том, что заболевание возникает вследствие прививок. Почему-то родители заболевших детей винят во всем некачественные вакцины. Однако поспешу развеять этот миф: причины аутизма — это точно не прививки. Ученые уже давно доказали этот факт.

Фото: Дмитрошкина Л. Аутизм как вредоносная родовая программа. Причины его возникновения. Успешный опыт экспериментальной группы. — Изд-во: Litres, 2017. — 50 С.

Почему же возникают расстройства аутистического спектра? К сожалению, врачи и ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос однозначно. Не исключены как физические, так и психологические причины.

По мнению специалистов, детский аутизм могут вызывать:

  • мутации генов;
  • гормональные сбои;
  • проблемы в развитии головного мозга;
  • поражения центральной нервной системы;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • различные химические отравления, в том числе тяжелыми металлами;
  • перегрузка организма лекарствами-антибиотиками;
  • стрессы, эмоциональное истощение.

Также ранний детский аутизм может наступать вследствие тяжелой беременности матери, ее злоупотребления лекарствами, гипоксии плода.

Считается, что любые отношения в семье (как между родителями, так и их взаимодействие с ребенком) не влияют на возникновения психического отклонения. Здесь, скорее, имеют значения генные мутации в сочетании с неблагоприятным внешним воздействием. Стоит отметить, что причины всегда врожденные. Приобретенный аутизм — это миф. Однако возможно диагностирование отклонения уже у взрослых людей.

Виды аутизма

Мы привыкли считать, что аутисты — это люди не от мира сего. В какой-то степени это правда. Я лично наблюдала за больными с аутизмом — их поведение и правда отличается от нормального.

Однако дети с аутизмом не всегда монотонно раскачиваются или бубнят что-то себе под нос. Одна из пациенток рассказывала, что аутизм повлиял на ее мировоззрение — она видит картинку не целостной, а так, как будто она рассыпается на кубики. У другого ребенка аутизм проявляется в том, что он придумывает свои собственные слова или любит только одного персонажа из мультфильма. И таких примеров очень много.

Фото: Мелия А. Мир аутизма: 16 супергероев. — Изд-во: ЭКСМО-Пресс, 2019 г. — 380 С.

Иногда заболевший малыш ведет себя практически нормально. Это зависит не только от того, было ли проведено лечение, но и от вида аутизма.

Существует несколько классификаций психологического расстройства. Психолог Светлана Лещенко в своей статье «Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям» перечисляет такие виды заболеваний:

  • Синдром Каннера (ранний детский аутизм).

Синдром Каннера — это классический вариант аутизма. Для него обязательно наличие трех признаков: эмоциональная бедность, однотипные движения и нарушение социализации. Иногда к ним добавляются другие когнитивные расстройства.

Аутист, фото которого демонстрирует его подведение, обычно не смотрит людям в глаза. Дети с синдромом Каннера ведут себя отстраненно, холодно, не тянутся к матери и отцу. Также у них часто отрешенное или недовольное выражение лица. Иногда такие дети боятся излишнего шума (например, гула от пылесоса или фена), не воспринимают новизну (например, одежду).

  • Синдром Аспергера.

Это легкая форма аутизма. Люди с таким заболеванием считаются «практически нормальными». Их расстройство проявляется в коммуникации и взаимодействии с другими людьми.

Людям, которые страдают от синдрома Аспергера, тяжело считывать эмоции других, различать тон голоса. Они не всегда в состоянии правильно донести собственные эмоции, принять правила поведения в обществе. Также им тяжело запоминать лица — некоторые дети могут не узнать родителей или себя на фотографиях.

Люди с синдромом Аспергера встречаются часто. Их трудно определить внешне, поскольку интеллект и физическое развитие практически всегда в норме. Научившись существовать со своим диагнозом, такие дети во взрослом возрасте способны работать, создавать семьи и вести нормальный образ жизни.

  • Синдром Ретта.

Эта форма аутизма возникает вследствие генной модификации и считается тяжелой. Болеют синдромом Ретта только девочки. Вследствие такой формы аутизма возникают тяжелые психоневрологические нарушения и умственная отсталость. Также иногда встречается деформация костей и мышц.

Аутистический спектр достаточно широк и еще не изучен до конца. Стоит отметить, что люди с таким психологическим отклонением встречаются и среди публичных личностей. Так, например, знаменитые аутисты — это Билл Гейтс, Робин Уильямс, Энтони Хопкинс, Кортни Лав.

Читайте также: Аутизм: что это такое и почему о нем стоит знать

Признаки аутизма у детей

Конечно же, всех родителей после знакомства с основной информацией интересует, как проявляется аутизм. В моей практике было много случаев, когда мама и папа слишком поздно замечали проявление аутизма, беря за основу классические признаки (не смотрит в глаза, плохо развивается). При этом их ребенок подавал совершенно другие сигналы.

Итак, некоторые первые признаки аутизма проявляются уже у новорожденных детей. Вас должно насторожить, если грудничок не оживляется при виде родителей, не хочет идти на руки. Также ученые говорят о том, что по мере подрастания малыш все меньше смотрит родным в глаза.

Также можно диагностировать такие признаки аутизма до года: ребенок путает день и ночь, чрезмерно раздражителен или же, напротив, спокоен, не проявляет интерес к игрушкам. Обратите внимание, что ребенок-аутист иногда чересчур привязан к матери.

Фото: Каган В. Аутята. Родителям об аутизме. — Изд-во: Питер, 2015. — 160 С.

После года также можно отметить некоторые особенности детей с аутизмом: им трудно повторять движения, произносить слова. Они играют необычными игрушками (например, ключами), при этом подолгу их рассматривая, передвигаются особым образом (на цыпочках).

Наиболее ярко проявляются признаки аутизма у детей 2-3 лет. К ним относятся:

  • Стереотипное поведение. Например, ребенок рисует только оранжевым карандашом, пьет исключительно из одной чашки.
  • Странности в пищевом поведении. Предположим, ребенок-аутист пьет только одни соки, категорически отказывается от новой пищи.
  • Боязнь новизны. Детям трудно переключиться с одного занятия на другое, пойти другой дорогой.
  • Отсутствие речи и любые проблемы с ней. Например, расстройство аутического спектра проявляется в скудном словарном запасе, монотонном повторении одних и тех же звуков.
  • Одиночество. Малышам с отклонениями нравится бывать одним. Их не интересуют другие дети или взрослые.
  • Аутостимуляция. Ребенок может теребить мочку уха, царапать руку или постоянно проводить другие манипуляции.

Такие признаки аутизма в 2 года должны насторожить родителей. Со временем ситуация будет только ухудшаться, поэтому важно вовремя выявить отклонения.

Какие существуют признаки аутизма в 3 года? В принципе, они остаются теми же самыми. Однако внимательно следить за поведением ребенка все же стоит: малыш может плакать, когда находится среди других людей, слишком эмоционально реагировать, если вы с ним не согласны, не выносить прикосновения травы или воды.

Родителям бывает очень трудно распознать синдром Аспергера. Признаки такого аутизма могут проявиться по-разному. Наиболее яркий симптом — любые проблемы с коммуникацией. Также у детей может возникать маниакальная любовь к порядку, неумение разделять чувства других, проблемы с этикетом и поведением.

Вот так чаще всего проявляется аутизм у детей. Признаки, фото которых найти трудно, помогают определить отклонения, поэтому родителям стоит быть особенно внимательными к своим детям.

Диагностика аутизма

Вы уже выяснили, что такое аутизм и как его распознать. Однако поставить диагноз родителям самостоятельно невозможно — необходимо обратиться к специалисту. Проблемами аутизма занимаются нейропсихологи, дефектологи, неврологи. Также обычно при обследовании приглашают воспитателей или учителей, если ребенок посещает учебные заведения.

Чтобы подтвердить диагноз, врачи проводят специальную диагностику. В нее включают:

  • общая диагностика развития ребенка;
  • подробный опрос родителей, воспитателей, учителей;
  • скрининг — сбор информации о социальном развитии ребенка;
  • углубленная диагностика, в которую входит наблюдение за поведением ребенка, психологические тесты.

Также обычно назначается электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная или компьютерная томография. Эти исследования позволяют оценить работу мозга и обнаружить нарушения, если они есть.

Для диагностики аутизма также должны назначать генетический анализ крови, пробы на различные аллергены, анализ на тяжелые металлы и т. д.

К сожалению, страны постсоветского пространства только начинают изучать аутизм, поэтому иногда существуют проблемы с правильной постановкой диагноза. Именно поэтому рекомендуется провести всестороннее обследование ребенка.

Диагностировать аутизм можно не только у детей, но и у взрослых. Многие замечают за собой некоторые особенности, однако даже не подозревают, что у них аутизм. Однако это касается лишь синдрома Аспергера.

Чтобы понять, есть ли аутизм, часто проводят тест на синдром Аспергера. Его можно найти в интернете и проверить себя самостоятельно. Тест Аспергера разработан учеными из США и является одним из самых точных методов диагностики.

Лечение аутизма

Часто родители детей с диагнозом «аутист» воспринимают болезнь как нечто страшное. Во время практики я не раз наблюдала реакцию мам и пап на диагноз — она всегда была бурной и негативной. Первый вопрос, который они задавали: «Лечится ли аутизм?» И, услышав ответ, расстраивались еще больше.

К сожалению, лекарства от аутизма не существует. Однако скорректировать поведение, которое демонстрируют аутисты-дети, и обучить их жить в обществе возможно. Диагноз — это не приговор, однако ребенку потребуется помощь специалиста, и, возможно, не одного.

Прилагать усилия потребуется не только докторам, но и родным особенного малыша. Существует немало примеров и историй родителей, которые столкнулись с диагнозом «аутизм». Они научились с ним жить и теперь могут давать советы другим людям, которые оказались в такой же ситуации. Найти подобные примеры можно в интернете.

Среди методик лечения аутизма выделяют:

  • социальную адаптацию, посещение особых детских садов и школ;
  • соблюдение строгого распорядка дня;
  • установку эмоционального контакта родителей с ребенком;
  • коррекцию питания;
  • логопедические занятия;
  • проведение терапии с дельфинами, лошадьми или другими животными;
  • психологические консультации.

Медикаментозное лечение требуется лишь в случаях нервных тиков, для снижения мышечного тонуса и других физических проявлений аутизма.

В первую очередь родителям стоит определить, какая из проблем ребенка опаснее для него, и начать над ней работать. Нет речи? Попробуйте запустить ее всеми возможными способами. Ребенок не может общаться со сверстниками? Сосредоточьте усилия на этой ситуации. Малыш слишком нервный? Подберите специальные игрушки для аутиста, которые ему нравятся, чтобы снять напряжение.

С каждым годом появляется все больше методик для лечения. Например, широкую популярность обрел способ «Аутизм и музыка». Эта терапия очень эффективна для людей с расстройством аутистического спектра.

Многие родители стремятся опробовать их все, чтобы «ребенок стал нормальным». Тут следует быть внимательным. Да, вы можете подобрать для ребенка безглютеновую диету и попробовать методики для его адаптации в обществе. Однако будьте внимательны к различным препаратам и инъекциям, поскольку многие из них не более чем рекламный трюк. Обязательно консультируйтесь со специалистами.

Аутизм: свежие данные

С каждым годом данные об аутизме и количество работ ученых, связанных с этой проблемой, расширяются. А это значит, что и шансов на нормальную жизнь людям, страдающим от психологических нарушений, становится все больше.

Я стараюсь постоянно быть в курсе новостей об аутизме. Вот самые свежие из них:

  • Известно, что в США зарегистрированы данные о том, что каждый 40-й ребенок более аутизмом. В Казахстане же диагностировано всего больше двух тысяч заболевших, однако показатели с каждым годом растут.
  • В будущем заболевание можно будет определить по анализу слюны. Такой тест на аутизм активно разрабатывают американские ученые.
  • Чтобы помочь детям с аутизмом, был создан особый робот НАО. Он может копировать движения и голос ребенка.
  • Недавно ученые выяснили, что на развитие аутизма влияет плохая экология и аномальный рост нервных клеток

Авторитетное издание ВВС уже давно развеяло несколько мифов, связанных с аутизмом. Ученые доказали, что люди с аутизмом не лишены эмпатии — иногда они заботятся о чувствах других настолько, что сами страдают. Также автор статьи говорит о том, что не стоит заставлять аутистов «быть нормальными» — от этого они еще больше страдают. Стоит понять таких людей и принять их такими, какие они есть. Тогда они смогут нормально существовать в обществе.

Вы узнали всю информацию о диагнозе «аутизм». Конечно же, нельзя сказать, что болезнь приятна, однако в большинстве случаев безобидна. Помните, что качество жизни детей-аутистов полностью зависит от родителей. Более того, именно вы можете помочь ребенку стать счастливым в этом мире. Главное — не опускать руки и настроиться на успешный исход дела.

Читайте также: Что такое глютен и вреден ли он: правда и мифы

Автор: кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова

Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков

www.nur.kz

➊ Аутизм у взрослых мужчин и женщин. Признаки, формы, лечение

Аутизм – считается, часто данный недуг проявляет себя уже в раннем возрасте особенными внешними чертами, невозможностью общения или неадекватным поведением. Но порой случается, что аутизм у взрослых почти никак не проявляется, потому больные живут без конкретного диагноза на протяжении всей жизни.

Аутизм у взрослых

Аутизм относится к генетически обусловленным недугам, возникающим по причине хромосомных сбоев. Многие сопоставляют патологию с умственной недоразвитостью, отрешенностью больного и его бездейственностью. На практике все обстоит иначе. Среди аутистов очень много талантливых и выдающихся личностей. Столь неправильное восприятие лиц, страдающих аутизмом, часто становится причиной насмешек со стороны окружающих. В результате пациент становится еще более замкнутым, подавляя собственные гениальные способности.

Взрослый аутический синдром от детского отличается проявлениями.

Иногда недуг формируется на фоне длительно беспокоящих депрессивных расстройств. По причине такой обособленности от реальности и ярко выраженного нежелания к контактированию с окружающими возникает приобретенный аутизм у взрослых. Синдром опасен, потому как чреват абсолютными расстройствами человеческой психики. Пациент становится конфликтным, из-за чего может потерять рабочее место или семью и пр.

Признаки аутизма у взрослых характеризуются яркой выраженностью. Хоть пациенты и наделены интеллектом, имеют определенные жизненные задачи и богатое внутреннее мировоззрение, их взаимоотношения с остальными достаточно сложные. Большинство отлично управляется с бытовыми задачами, но жить и заниматься творчеством они продолжают обособленно. Но бывают и сложные случаи патологии, когда пациенту непостижимы даже самые простые навыки самообслуживания.

Статья в тему:  Причины аутизма у детей и признаки детского аутизма

Признаки

При подозрении на аутизм нужно обратить особое внимание на одиночество пациента. Обычно аутисты предпочитают изолированное существование, поскольку в обществе отсутствует понимание. У деток патология характеризуется психоэмоциональными расстройствами, а проявление аутизма у взрослых связано с закрытым, обособленным образом жизни.

Еще одним характерным признаком аутического расстройства у взрослого считаются коммуникативные проблемы. Наиболее резко они проявляются во время разговора на резких или повышенных нотах. В подобной ситуации у пациента возникают проявления агрессивности, а в животе концентрируются выраженные боли.

Внешние признаки аутизма у взрослых могут проявляться в таких формах:

  1. Легкий аутизм у взрослых сочетается с беспорядочными и непроизвольными движениями: тереблением деталей одежды или почесываниями во время разговора;
  2. Трудное освоение новых умений, минимальное количество каких-то интересов или увлечений;
  3. Обычно знакомства аутистов сохраняются ненадолго, потому как пациент не понимает правил и принципов общения оппонента;
  4. Присутствуют речевые отклонения, которые проявляются шепелявостью или неспособностью произносить какие-то звуки, заторможенностью, речь больного несвязная, а словарный запас скуден;
  5. Зачастую взрослые аутисты разговаривают монотонно и однообразно, не проявляя в разговоре никаких эмоций;
  6. При резких звуках либо чересчур ярком свете у аутиста зачастую начинаются панические атаки;
  7. Деятельность аутиста постоянно имеет цикличный характер, напоминающий ритуальное действо;
  8. Аутизм во взрослом возрасте нередко характеризуется отсутствием тактичности, что заметно по громкой речи и манере нарушать пространство интимной зоны;
  9. Иногда патология осложняется слабым слухом, немотой, что только усиливает изоляцию пациента;
  10. К происходящему такие пациенты обычно равнодушны, они не проявляют эмоций даже когда у близких случается какое-то горе или радостное событие;
  11. Аутисты часто проявляют выраженное нежелание к тому, чтобы до них или их вещей кто-то дотрагивался;
  12. Аутисты часто проявляют агрессию к окружающим, могут бояться их.

У аутистов практически отсутствует чувство опасности, они способны неуместно засмеяться, у них пониженная болевая чувствительность. Порой агрессия возникает просто из-за нового предмета в гардеробе. В подобной клинической ситуации рекомендуется обеспечить привычную среду для аутиста, где другие домочадцы не должны ничего трогать.

Аутизм у взрослых мужчин характеризуется постоянством, напоминающим цикличную деятельность, будто паранойя. Важной ценностью становится систематизация предметов, окружающих больного. Такими манипуляциями мужчины предупреждают панические атаки и агрессивные приступы. Хоть признаки аутизма у взрослых мужчин связаны с узким спектром интересов, для каждого больного типичны свои увлечения к цикличному повторению разных действий.

Хоть патология больше типична для мужского населения, часто встречаются симптомы аутизма у взрослых женщин. Но в большинстве случаев дамы живут с невыявленной патологией до конца жизни. Плохо то, что они не получают должной помощи и лечения, для облегчения существования и ведения нормальной жизни.

Пациентки с высокофункциональным аутизмом или синдромом Аспергера, как правило, наделены уникальными характеристиками, что серьезно затрудняет диагностику недуга. В результате сильные стороны умело маскируют недостаточность прочих навыков.

Признаки аутизма у взрослых женщин отчасти проявляются некоторой неряшливостью, отсутствием стремления к самосовершенствованию и пр. Распознать аутизм возможно по необычному отношению к деткам. Аутичные мамы не воспринимают родительскую ответственность, безучастны к жизни своего чада, им неважно, голоден ребенок или сыт, как одет и пр.

Формы недуга

Для каждого типа характерна идентичная симптоматика, но они имеют и некоторые различия.

Специалисты выделяют несколько наиболее распространенных аутичных форм:

  • Синдром Каннера. Типичны ярко выраженные поражения головномозговой коры, приводящие к коммуникационным проблемам. Пациенты страдают речевыми отклонениями, присутствует агрессивность, слабо выражен интеллект. К такому аутисту найти подход практически невозможно. Это наиболее сложная аутическая форма, для которой типично наличие практически всех проявлений патологии;
  • Синдром Аспергера. Отличается аналогичной симптоматикой, но проявляется в сложной либо легкой форме, чаще протекает более мягко. Симптомы легкого аутизма у взрослых не препятствуют становлению аутиста в полноценного члена общества, если тот сможет преодолеть страх и робость. Такие больные способны выполнять нужные для работы и полноценной жизни действия. Но они порой сильно зацикливаются на работе, у них нет увлечений, все время стараются проводить в изоляции;
  • Синдром Ретта. Наиболее опасная форма, передается по женскому наследованию. Поведенческую симптоматику легко купирует медикаментозное лечение, однако, речевые и внешние отклонения убрать лекарствами невозможно. Развивается недуг долго, встречается редко. Признаки аутизма у взрослых женщин обычно связаны с отсутствием коммуникации, несоциабельностью и склонностью к символизации. Такие больные обычно живут всего около 30 лет;
  • Атипичная форма. Для данного аутизма типично отсутствие одного из характерных признаков, что усложняет диагностику. Присутствуют речевые и двигательные нарушения, расстройства двигательных функций.
  • Высокофункциональный аутизм. Эта форма патологии диагностируется, когда у пациента выявляются относительно высокие показатели интеллекта (больше 70). Подобная аутичная форма проявляется притупленным либо острым сенсорным восприятием, ослабленным иммунитетом. Высокофункциональный аутизм у взрослых сопровождается раздраженным кишечником, периодическими приступами судорожных сокращений мышц, нарушениями в деятельности поджелудочной. Признаки высокофункционального аутизма у взрослых характеризуются поведенческой стереотипностью, узким спектром интересов, внезапными вспышками агрессии и затруднениями в социализации.

Статья в тему:  Подробное описание всех видов и классификация аутизма

Определить точный диагноз сможет только специалист, поскольку для выявления аутизма любой формы необходима очная консультация специалиста и достаточно продолжительное наблюдение за больным.

Реабилитация

Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.

Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.

В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок.

Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.

В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.

Рекомендации членам семьи аутиста

Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.

Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.

Вот еще несколько полезных рекомендаций:

  • Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
  • Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
  • Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
  • Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.

Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.

Можно ли получить инвалидность

Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:

  1. Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
  2. Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
  3. Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
  4. Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.

Статья в тему:  Как оформлять инвалидность по аутизму

Отзывы

Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,

Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».

Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».

Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.

Выводы

Аутизм поддается коррекции при правильном подходе. Не существует специального лекарства, способного избавить пациента от характерных проявлений патологии. Но как жить взрослому с аутизмом.

Помочь больным все же возможно. Посредством медикаментозных препаратов и поведенческого направления терапии можно существенно сократить риски возникновения психических расстройств, панических или агрессивных приступов.

При сложной форме заболевания, близким нужно позаботиться о попечении и уходе, причем пожизненном, подобрать наиболее оптимальную программу, по которой пациент будет жить и заниматься. Если же патология протекает в легкой форме, то больному понадобятся коррекционные занятия, где он обучится социализации, к примеру, перестанет пугаться окружающих, научится здороваться при встрече и интересоваться чувствами окружающих, а также сможет нормально выражать свои эмоции и чувства.

Такие аутисты вполне могут обучиться навыкам общения в трудовом коллективе, что даст им возможность нормально работать.

Видео — взрослой женщины аутиста

Интервью у врача — взрослый аутизм

autizmy-net.ru

признаки, причины возникновения, лечение, тест, что это за болезнь, ранний, атипичный, легкий, фото

Аутизм – одно из загадочных проявлений, при котором отмечается выраженный дефицит эмоциональной сферы человека, приводящий к ограниченности общения.

Что такое аутизм

Аутизм – заболевание, характеризующееся расстройством интеллектуальной сферы и измененным состоянием психики. Патология сопровождается нарушением речевой и двигательной функций, стереотипиями. Приводит к сложностям в вербальном общении, контактировании при социальных взаимодействиях, адаптации в обществе, является причиной ограниченности интересов.

Симптомы и признаки аутизма у детей

Психиатры выделяют определяющие особенности в поведении у детей-аутистов. Основные из них:

  • нарушение контактов в социуме;
  • ограничение интересов и особенности поведения в период игр;
  • частое повторение однотипных действий;
  • нарушение речевого и эмоционального общения;
  • интеллектуальные расстройства;
  • особенности телодвижений;
  • ослабление чувства самосохранения.

Симптоматика заболевания весьма разнообразна и зависит от возрастной категории пациента.

Социальные взаимодействия

Характерная черта поведения при аутизме – нарушение социальных контактов.

Больные дети склонны уходить в свой внутренний мир, необщительны и даже стараются избегать сверстников.

Малыши редко изъявляют желание попроситься на руки к родителям, они инертны, неактивны, слабо реагируют на световые и звуковые раздражители, не откликаются на имя, редко улыбаются, а к новым игрушкам проявляют вялый интерес.

При этом комплекс оживления, свойственный всем детям, у аутистов практически не развит. При вступлении в контакт с ребенком с его стороны может возникать реакция в виде агрессии или страха.

Большинство детей-аутистов склонны слабо проявлять какие-либо эмоции: очень редко улыбаются, сохраняя одно и то же выражение лица. Однако у некоторых из них мимика бывает разнообразной, хотя и не всегда адекватной.

Более взрослые дети склонны углубляться в свой внутренний мир. Многие из них не терпят физических контактов. Они редко требуют помощи, игнорируют просьбы типа “дай”, “принеси”, “возьми”, рано привыкают к самообслуживанию.

В детском садике у ребенка-аутиста также возникают проблемы с общением. При этом аффективная реакция может быть пассивной, когда ребенок не проявляет интереса к другим малышам, или активной, при которой он становится агрессивным.

Особенности игры и интересы

Примерно пятая часть аутичных детей практически равнодушны к игрушкам и играм. Груднички могут долго, не отрывая глаз, смотреть на один предмет, но при этом не трогать его.

Дети постарше склонны часами наблюдать за движением транспорта или просматривать один и тот же мультик. Они не утрачивают интереса к любимому занятию, реагируют негативно в случае, если взрослые пытаются их отвлечь.

Такие малыши редко проявляют воображение. С куклой ребенок будет совершать однообразные действия, в одном порядке и несколько раз подряд. Например, купать ее, одевать и завязывать волосы. Он может выстраивать игрушки, различая их по размеру или цвету. В большинстве случаев игры этим ограничиваются, так как фантазировать дети-аутисты не склонны. Малыш не будет разговаривать с куклой, усаживать ее и знакомить с другими.

При попытках забрать «игрушку», если она представляет опасность, ребенок выражает протест и может даже на какое-то время уйти в себя.

Детей-аутистов привлекают не только игры, но и действия, например, включение и выключение крана, наблюдение за струей воды или газовой горелкой.

Малыши отдают предпочтение одиночным играм и несколько ревностно относятся к своим увлечениям: никого к себе не подпускают и ни с кем не делятся. Очень редко дети-аутисты проявляют фантазию во время игр, представляя себя в роли животного или копируя неодушевленный предмет.

Вербальное общение

При любой форме аутизма проявляются речевые нарушения. При этом у детей может наблюдаться как задержка развития речи, так и полное ее отсутствие – мутизм. Это расстройство часто отмечается при раннем аутизме.

Наступление регресии у малышей, при которой они начинают говорить во сне или сами с собой, обычно начинается в 15-18 месяцев. При этом контакт с окружающими остается ограниченным.

У детей в более старшем возрасте могут отмечаться экспрессивные нарушения: неправильное использование местоимений и обращений. Вместо того, чтобы сказать «хочу кушать», ребенок говорит «хочет кушать», или вместо – «мне нужен карандаш» – «Коле нужен карандаш». Малыши могут повторять отрывки фраз, услышанные по телевизору или радио.

Стереотипии

Стереотипии в речи и поведении, проявляются у 80% больных детей. Чаще всего это повторяющиеся однообразные двигательные действия:

  • повороты головы;
  • сгибание и разгибание пальцев рук при синдроме Ретта;
  • игра с выключением света;
  • монотонный счет предметов;
  • разрывание бумаги.
  • раскачивание на стуле.

Стереотипии могут проявляться в виде:

  • речевых повторений одних и тех же фраз;
  • предпочтений в еде, одежде, музыке;
  • соблюдения одинаковых маршрутов во время прогулок.

Такие действия часто имеют ритуальных характер.

Расстройства интеллекта

У аутистов отмечают разные степени отставания в интеллектуальном плане, выражающиеся:

  • отсутствием целенаправленности;
  • сложностями в сосредоточении;
  • невнимательностью;
  • быстрой потерей интереса.

У таких детей могут проявляться способности к отдельным дисциплинам. Они гиперчувствительны, владеют памятью, имеют острый слух и хорошо воспринимают информацию. Иногда ускоренное развитие интеллекта осложняется его распадом. При синдроме Аспргера у больных отмечается сохранение интеллекта в пределах возраста, а иногда даже его превышение.

У половины детей-аутистов проявляется средняя и легкая степень умственной отсталости, а третья часть из них обладает интеллектом на пограничном уровне. Глубокая умственная отсталость у таких детей – большая редкость. Часть пациентов с высоким интеллектуальным коэффициентом имеют сложности с адаптацией в социуме. Это обусловлено их способностью к нестандартному мышлению.

Большинство детей со склонностью к эпизодическим ухудшениям интеллектуальных функций усваивают школьные навыки.

Нарушение инстинкта самосохранения

Снижение инстинкта самосохранения, проявляющееся агрессией, встречается у одной трети детей, страдающих аутизмом. При отсутствии социальных контактов негативная энергия направляется на себя.

Защитная реакция у детей-аутистов не всегда ограничивается аутоагрессией. Она может быть направлена и на взрослого, пытающегося вмешаться в жизненный мир малыша. Попытки исправить ситуацию часто приводят к проявлениям аутоагрессии. Ребенок с тяжелой формой аутизма может начать капризничать и нарочито наносить себе удары или укусы.

У многих детей-аутистов отсутствует чувство ориентации в пространстве. В раннем детстве они могут перелезать за манеж, пытаться свешиваться с бортиков кровати и т.д. В их памяти не закрепляется страха после ударов и увечий.

Особенности телодвижений

Очень часто у аутичных детей наблюдается специфичность походки, при которой они передвигаются на цыпочках, вприпрыжку или приставным шагом.

Движения больных детей отличаются неловкостью. Во время бега малыши широко расставляют ноги и размахивают руками. Они склонны придерживаться одного маршрута во время прогулок.

Причины аутизма у детей

В последние годы отмечается рост заболеваемости аутизмом. При этом тенденция не имеет научного объяснения. Заболевание может быть вызвано целым рядом факторов. Одним из них является токсическое воздействие на организм матери во время вынашивания беременности. Распространенные причины аутизма у детей:

  • осложнения после простудных заболеваний;
  • инфекционные поражения головного мозга, аномальное развитие отдельных его отделов;
  • ДЦП;
  • гормональный дисбаланс;
  • воздействие на организм вирусов и бактерий;
  • неконтролируемый прием антибактериальных препаратов;
  • неудачно проведенная вакцинация.

Определенную роль в развитии аутизма играет генетический фактор.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты. Строение мозга у младенцев не отличается от мозга здоровых детей.

Дети-аутисты не имеют внешних недостатков и физически развиты..

Аутизм у взрослых

Синдром аутизма может встречаться и у взрослых. Причиной его развития часто является затяжная депрессия. Основные признаки болезни:

  • однообразность речи;
  • отсутствие интонаций в разговоре;
  • склонность повторять одни и те же фразы;
  • неспособность обратиться с просьбой о помощи к кому-либо первым;
  • ограниченность движений в пространстве и в общении;
  • невосприятие элементарных общественных правил и норм;
  • сильная привязанность к своим привычкам.

Человек, страдающий заболеванием, пытается убежать от реальности, живя в иллюзиях своего внутреннего мира. При этом он может иметь высокий интеллект и даже добивается успехов в карьере. Однако у него часто возникают проблемы с общением в социуме, он равнодушен к нуждам и проблемам других людей, не чувствует собеседника и плохо идет на контакт.

У аутистов могут возникать припадки, приводящие к негативным последствиям.

Виды и классификация

Всего выделяют четыре вида аутизма:

  1. Синдром Каннера. Его признаками являются склонность к изоляции от общества, скудный словарный запас, слабое развитие речи.
  2. Синдром Аспергера – легкая форма аутизма, проявляющаяся у детей примерно в семилетнем возрасте. У больных с данным диагнозом отмечаются проблемы с интонацией и громкостью речи, координационные нарушения, склонность зацикливаться на одном занятии или изучении одного предмета, категоричность в суждениях. При этом они имеют высокий уровень интеллекта и нормальные речевые навыки.
  3. Синдро Ретта – заболевание нервной системы, обусловленное нарушениями в Х-хромосоме. Развивается у девочек, так как мальчики с подобным диагнозом погибают еще не родившись. Обычно проявляется на 8-ом месяце жизни малышей. Характеризуется глубокой аутичностью. Симптомами заболевания являются: слаборазвитая речь, пассивность, координационные нарушения, замедление роста головы, недоразвитость мозга, проблемы с костной и мышечной системой, признаки эпилепсии, умственная отсталость. Научиться разговаривать такие дети могут лишь к пяти-шести годам. Заболевание является врожденным и плохо поддается коррекции.
  4. Атипичный аутизм – приобретенная форма, проявляющаяся у взрослых. Развитие патологии сопровождается поражением мозга. Характеризуется выраженными речевыми и двигательными нарушениями.

В соответствии с современной классификацией заболевание разделяют по группам:

  • первая – больные, не взаимодействующие с окружающим миром;
  • вторая – замкнутые люди, которые имеют любимое увлечение и способны заниматься им часами. Они могут на протяжении длительного времени не спать и не испытывать потребности в еде;
  • третья – больные, не воспринимающие общественных норм;
  • четвертая – взрослые люди, не способные справляться с проблемами, имеющие склонность обижаться и винить окружающих в своих неудачах;
  • пятая – аутисты с нормальным или высоким уровнем интеллекта, которые независимо от поставленного диагноза адаптируются в обществе.

Среди пациентов, относящихся к пятой группе немало ученых, писателей и музыкантов.

Диагностика аутизма у детей

Вопросами диагностики и лечения расстройств аутистического спектра занимается нейропсихолог или специалист по заболеваниям данного вида. Определение патологии осуществляется на основании исследований поведенческих особенностей больного, которые и выступают в качестве основных симптомов. Это сложности с адаптацией в социуме, склонность к стереотипным действиям, ритуальное поведение, нарушение общения.

Для уточнения диагноза применяется специальный опросник для диагностики аутизма. Сбор анамнеза осуществляется при помощи шкалы наблюдения для этих же целей (ADOS). В случае госпитализации используется оценочная шкала детского аутизма (CARS).

При подозрении на аутизм, помимо основного специалиста, могут понадобиться заключения психолога, невролога и психиатра. Необходимостью является дифференциация патологии с заболеваниями, имеющими сходные симптомы: шизофренией и другими формами умственной отсталости. Шизофрения встречается гораздо более реже расстройств аутического плана. Ее отличительными симптомами являются бредовые состояния, галлюцинации, речевые и интеллектуальные отклонения.

Важно также определить форму болезни.

Из инструментальных методов применяются:

  • УЗИ мозга;
  • ЭЭГ;
  • проверка слуха.

Поводом для обращения к специалисту являются малейшие подозрения на патологические изменения в поведении ребенка: забывчивость, рассеянность, сопротивление переменам, импульсивность, игнорирование обращений, чрезмерная реакция на световые и звуковые раздражители и т.д.

Лечение и коррекция аутизма

Основой терапии аутизма является обучение детей определенным навыкам, формирование правильного социального поведения, налаживание эмоционального контакта и общение с ними, устранение агрессивности, навязчивых мыслей и страхов, приобщение к играм.

В работе с ребенком может понадобиться помощь психолога и логопеда. Однако основная нагрузка при таком диагнозе ложится на плечи родителей. Коррекция образа жизни для аутистов предполагает проведение индивидуальной поведенческой терапии.

Таким детям необходимо обеспечить распорядок дня и строго его придерживаться. Их нельзя часто ругать, наказывать, а также торопить и требовать немедленного результата. Запрещено резко менять привычную обстановку ребенка, позволять ему переутомляться и уставать. Между занятиями следует делать перерывы, давая малышу побыть одному. Действовать в данном случае нужно спокойно, ласково и только при помощи убеждений. Если речевое общение затруднено допускается применение картинок и карточек.

Медикаментозная терапия при аутизме применяется в качестве вспомогательной. Направлена на устранение агрессии. Сводится к назначению психостимуляторов и нейролептиков, злоупотребление которыми может привести к усугублению ситуации.

У таких детей часто возникает дисбактериоз, устраняемый при помощи пробиотиков. Малышам также может быть показана иммуностимулирующая терапия, предполагающая введение иммуноглобулина и стероидов. При необходимости назначают витаминно-минеральные комплексы.

Снизить проявления аутизма можно при помощи организации питания, при которой из рациона больного необходимо исключить молоко, пшеницу, овес, ограничить употребление сахара и углеводов.

belady.today

причины, симптомы, диагностика и лечение

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Аутизм

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях (савантизм) наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

www.krasotaimedicina.ru

Что такое аутизм и как он проявляется? :: SYL.ru

Что такое аутизм? Это тяжелое расстройство психики, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Часто проявляется в нежелании контакта с реальностью и бедностью "эмоций".

Причины и механизм возникновения болезни

Аутизм - болезнь, которая диагностируется у пяти из десяти тысяч родившихся детей. У мальчиков она проявляется чаще, нежели у девочек. В период эмбриогенеза под действием определенных факторов возникают дефекты в головном мозге. Изменения сначала имеют локальный характер, а затем распространяются на другие участки. Вследствие этого возникают биохимические и нейрогенные расстройства, которые охватывают большую часть функциональных систем мозга. Что такое аутизм? Чем он вызван? Точно не известно, какие мутации способствуют возникновению болезни, но доказано, что это происходит на первых неделях эмбриогенеза. Негативными факторами являются инфекция, наркотические вещества, тяжелые металлы и т.д.

Клинические признаки

Что за болезнь аутизм и каковы ее внешние признаки? Она имеет три основных проявления:

  • отсутствие социального взаимодействия - затруднен контакт с окружением;
  • нарушение взаимной коммуникации - невозможность передавать информацию с помощью речи и жестикуляции;
  • затруднен сценарий поведения.

Как ведут себя аутисты?

Вышеописанные нарушения проявляются до трех лет. Родителям, которые заметили у своего младенца такую «странность», необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение может несколько улучшить адаптацию к жизни. Если у ребенка проявляется один отдельно взятый симптом, это нельзя расценивать как классический аутизм. Оценивать болезнь по интеллекту также нет необходимости, так как при аутизме он может быть как высоким, так и низким. Многие больные очень талантливые, с высоким развитием интеллектуальных возможностей. У некоторых детей проявляются гиперактивность, резкие смены настроения, повышение или понижение слуховой чувствительности, агрессивность, фобии, непереносимость тактильной чувствительности. В случае выявления болезни в старшем возрасте ее классифицируют как атипичный аутизм. Он начинается внезапно с проявлений немотивированной агрессии, истерики, упрямства. Возникают нервные тики, расстройства сна, апатия, страхи, нарушается речь.

Что такое аутизм: диагностика

Поставить такой диагноз можно на основании триады симптомов, приведенной выше. Диагностировать трудно, так как дети на первый взгляд выглядят как умственно отсталые, поэтому только группа специалистов в состоянии правильно определить эту патологию. Собрав подробный анамнез, обследовав по определенной схеме, проведя лабораторные исследования (компьютерная томография, хромосомный анализ), можно поставить точный диагноз.

Лечение аутизма

Особенность лечения заключается в том, что невозможно восстановить нормальное функционирование головного мозга, а только избавиться от ряда негативных симптомов. Раньше, когда еще не до конца понимали, что такое аутизм, детей с такой болезнью лечили в специализированных интернатах для умственно отсталых. Как показали многолетние исследования, этим детям лучше проводить время со сверстниками и в кругу своей семьи. Специфической терапии нет, поскольку каждый отдельный случай аутизма требует индивидуального подхода. Для каждого пациента составляется личная комплексная программа лечения. В нее входят медикаментозные, педагогические и психотерапевтические составляющие. Лечением занимается группа специалистов: психолог, логопед, невролог, психиатр, педагог. Медикаментозная терапия назначается в случае крайней необходимости (противосудорожные препараты, психостимуляторы, антидепрессанты и др.).

www.syl.ru


Смотрите также


Семья

Семейные отношения
Каждая отдельная семья являет собой определенную социально-психологическую группу, которая в свою очередь складывается на основе интимных и исключительно доверительных отношений между двумя супругами, а также родителями и детьми. Её общая социальная активность, структура, а также составляющая нравственно-психологическая атмосфера напрямую зависят не только лишь от общих условий и установленных закономерностей, но также от тех довольно специфических обстоятельств, в которых формируется семья, а также живёт и в полной мере функционирует.
Рождение ребенка – испытание на прочность всей семьи
В сказках, как известно, все невзгоды героев заканчиваются свадьбой. А в жизни со свадьбы все только лишь начинается.

Опрос

Полезный для Вас наш сайт?

Да
Нет
Очень полезный
Ничего интересного
Мне все равно