Модные тенденции 2011 специально для круглых животиков
Будущие мамы – это прежде всего женщины! А практически любая женщина очень хочет постоянно хорошо выглядеть. Если округлившийся живот уже не влезает в Вашу обычную одежду, то пришло время подумать про смену собственного гардероба.

Геометрические фигуры и их названия для дошкольников


Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?

Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).

Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.

В 2 года малыш должен уметь различать:

  • Круг;
  • Квадрат;
  • Треугольник.

К 3 года к ним можно добавить:

  • Овал;
  • Ромб;
  • Прямоугольник.

В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.

Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.

Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры

Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:

  1. На втором году жизни малыш способен зрительно распознавать знакомые ему фигуры и сортировать предметы по форме.
  2. В 2 года ребенок может найти нужную фигуру среди ряда других геометрических фигур.
  3. К 3 годам малыши могут называть фигуры.
  4. В 4 года ребенок способен соотносить объемную фигуры с плоским изображением.
  5. В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) можно начинать изучение геометрических тел (шар, куб, пирамида). Также в этом возрасте ребенок может анализировать сложные картинки, состоящие из множества фигур.

В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.

Игры для изучения геометрических фигур

Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

  1. Сортировка. Игры с сортером можно начинать уже с 1 года. Предложите малышу найти для фигуры ее окошко. Так ребенок будет не только запоминать геометрические фигуры, то и развивать мелкую моторику, мышление и пространственные представления, ведь чтобы деталь попала в отверстие, нужно повернуть ее под правильным углом. Сортировать можно и любые другие предметы, например, элементы конструктора, блоки Дьенеша или счетный материал.
  2. Рамки вкладыши. По сути, это пособие аналогично сортеру. Для каждой геометрической фигуры необходимо найти ее место.
  3. Геометрическое лото. Для игры понадобится поле с изображением геометрических фигур и раздаточные карточки с каждой фигурой в отдельности. Маленькие карточки ребенок может доставать из сундучка или мешочка, а затем искать их место на игровом поле. Эта игра также отлично тренирует внимание малыша.
  4. Геометрическая аппликация. Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик).

  1. Рисование (в том числе, при помощи трафаретов).
  2. Лепка.
  3. Выкладывание фигур из счетных палочек.
  4. Геометрическая мозаика.
  5. Шнуровки с геометрическими фигурами.
  6. Игры с карточками.
  7. «Угадай на ощупь».
  8. Активные игры. На асфальте мелом нарисуйте геометрические фигуры. Попросите малыша представить, что фигуры – это домики, в которые надо забежать по сигналу. Далее Вы называете геометрическую фигуру, а ребенок бежит к ней.

Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:

Выводы

Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.

Заключение

Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!

www.center-sozvezdie.ru

Модели геометрических фигур и тел для дошкольников

МОдели геометрических фигур и тел.

Геометрия очень интересная и познавательная наука. «Геометрия – раздел математики, в котором изучаются пространственные отношения (например, взаимное расположение) и формы (например, геометрические тела) и их обобщение».

Но если для школьников геометрия – это наука, которую они изучают не один год, то маленькому дошкольнику очень тяжело понять некоторые ее аксиомы и теоремы. Нельзя объяснить некоторые понятия одинаково детям 10 и 5 лет. Чтобы ознакомить маленького дошкольника с элементарными геометрическими понятиями приходится придумывать разнообразные игры, развлечения. При ознакомлении дошкольников с геометрическими понятиями, а позднее с геометрическими телами у меня возникли трудности. Сначала детям тяжело было запомнить названия фигур: треугольник, прямоугольник, квадрат, тяжело было их различать. Позже дети неправильно называли структурные элементы (вместо вершины – угол). Дети правильно называли элементы, но совершенно не могли их показать, другие же наоборот – показывали все правильно, но что как называется, не знали. Дошкольники не могли объяснить разницу между квадратом и прямоугольником: вроде бы все одинаково: четыре угла, четыре вершины, четыре стороны, но называются по - разному. Почему?

Позже, когда мы перешли к изучению геометрических тел, началась путаница. Дошкольники не видели разницы между кругом и шаром, между кубом и квадратом. Детям было тяжело усвоить эти понятия. Тогда мною была разработана система моделей – основных геометрических фигур и тел. Сначала детям показывались кодовые карточки, на которых были изображены структурные элементы фигур и тел: угол, вершина, сторона, ребро, грань, основание. Дети рассматривали карточки и соотносили изображение с реальными предметами. Они четко научились показывать, где угол, а где вершина. Кодовые карточки показывали: сколько сторон у фигуры и равны ли они. Когда дети полностью ознакомились со всеми кодовыми карточками, мы начали работать с целыми моделями геометрических фигур. Модели были составлены по типу ребуса, т.е. перед количеством сторон, углов, вершин стояло число их количества. Дети, читая модель, сразу же говорили к какой геометрической фигуре они относятся. Например: 3 угла, 3 вершины, 3 стороны- это треугольник, а 4 угла, 4 вершины, 4 стороны – это четырехугольник. Дальше – усложнение – какой именно четырехугольник: квадрат или прямоугольник. Дети, рассматривая модель и видя, что все стороны равны, говорили, что это квадрат, а где 2 стороны были длиннее, а другие две короче – это прямоугольник.

Работая с моделями, дети очень четко и правильно называли структурные элементы и признаки фигур. Когда дети хорошо усвоили геометрические фигуры, их структурные элементы, мы перешли к изучению геометрических тел. Как объяснить детям разницу между геометрическими телами и геометрическими фигурами? Я решила отобразить это в цвете: модели геометрических фигур – одного цвета, модели геометрических тел – другого цвета.

Дети быстро освоили разницу между телами и фигурами и активировали в речи слова: плоскостные и объемные. Модели заставляют детей думать, логически рассуждать, мыслить, развивают речь, активизируют в речи слова: ребро, основание, грань, угол, вершина. Дети учатся словесно описывать фигуру и тела, подбирать модель к заданной фигуре и телу. Дошкольники научились сравнивать 2 фигуры – находить, чем они похожи, чем различаются?

В старшем дошкольном возрасте я предлагаю ввести усложнение в модели, новые кодовые карточки с изображением видов углов: прямой, тупой, острый. Теперь при описании фигуры – ребенок не просто говорит, что у нее 4 угла, а уточняет, какие именно. Речь ребенка развивается. Пополняется его словарный запас. Создавая модели я ставила перед собой следующие цели:

-модель должна быт доступной для детей;

-модель должны четко отражать основные свойства обследуемого предмета;

модель должна помочь ребенку в ознакомлении с данным предметом.

Геометрическая пропедевтика – одно из самых интересных направлений в дошкольной математике. Анализируя содержание обучения в дошкольных учреждениях и в начальных классах, с сожалением приходится констатировать, что его доля очень мала. Например, понятие «треугольник» и «четырехугольник» начинают раскрываться только с первого класса, а «квадрат» и «прямоугольник» впервые вводится во втором классе (через выделение существенных признаков этих понятий). Между тем дети 3-4 летнего возраста подготовлены к восприятию формы. Опробовав модели в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, я увидела положительную динамику: дети быстрее и легче воспринимали материал, лучше развивалась речь детей, дошкольники правильно строили предложения, правильно называли структурные элементы фигур, сравнивали фигуры, различали фигуры и тела.

Я рекомендую к использованию модели геометрических фигур и геометрических тел к работе с дошкольниками, начиная со 2 младшей группы.

модели геометрических фигур

«Модель квадрата»

4 угла

4 вершины

4 стороны

все стороны равны

Модель прямоугольника

4 угла

4 вершины

4 стороны

стороны не равны: две длинные,две короткие

Модель треугольника

3 угла

3 стороны

3 вершины

Модель трапеции

4 вершины

4 стороны

боковые стороны равны

верхняя и нижняя стороны не равны

4 угла

2 тупых угла

2 острых угла

модель ромба

4 вершины

4 стороны

все стороны равны

4 угла

2 тупых угла

2 острых угла

Модель круга

нет углов

нет вершин

нет сторон

Модели геометрических тел

модель пирамиды

квадратное основание

4 трёхугольные грани

есть углы

есть вершины

4 ребра

модель куба

6 квадратных оснований

есть углы

6 квадратных граней

8 вершин

12 рёбер

модель конуса

одно круглое основание

одна вершина

нет углов

нет граней

нет рёбер

модель цилиндра

два круглых основания

нет углов

нет вершин

нет граней

модель шара

нет углов

нет вершин

нет граней

нет рёбер

infourok.ru

НИИ Эврика. Занимательная геометрия для дошкольников

Заниматься математикой с ребёнком можно и нужно в дошкольном возрасте. Математика для малышей — это не только цифры и счёт. Это ещё и основы геометрии.

Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.

Геометрические сказки

Геометрические сказки, как разновидность более широкого понятия «математические сказки», представляют собой интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей или служат в качестве декораций, на фоне которых разворачивается повествование.

Геометрические сказки для дошкольников — важный элемент в системе занятий, формирующих математическую грамотность:

  • они учат ребёнка рассуждать и аргументировано обосновывать своё мнение;
  • помогают определять причинно-следственные связи;
  • углубляют представления о геометрических фигурах;
  • развивают навыки решения математических задач;
  • формируют логическое мышление.

СОВЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: учитывая, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, выбирая или сочиняя геометрическую сказку, позаботьтесь о наглядном материале: это могут быть сюжетные картинки по содержанию истории, вырезанные из картона фигуры, сложные декорации, которые превратят сказку в целую театральную постановку.

«Три товарища»

Далеко-далеко, в стране Геометрия в волшебном Фигурном городе жили в квадратном доме с треугольной крышей да круглыми окошками два друга: весельчак Круг и смельчак Треугольник.

Круг был гладенький да румяненький, ровненький да ладненький. Ни уголочка у него, ни кривулечки. Знай себе, катится по дорожке да песенки весёлые напевает. А треугольник — тот парень чуть колючий. Ещё бы, целых три угла в фигуре, шутка ли. Зато ничего и никого он не боялся. Чуть что — уголок свой остренький выставит вперёд и готов за себя постоять да друга своего круглого от опасности защитить. Так и жили они, чай с круглыми плюшками пили да гулять на треугольную полянку в лес ходили.

И вот идут они однажды на прогулку. Вдруг, откуда ни возьмись, выбегает на дорожку незнакомец. Круг сразу песенку свою оборвал да за треугольник закатился. Не то чтобы испугался, конечно, но так-то всяко понадёжнее будет. А треугольник ощетинился, руки в боки-стороны упёр, да вопрошает незнакомца чуть грозно:

— Стой, добрый молодец, кто такой будешь?

— Я — Квадрат-акробат, — отвечает незнакомец. — Не пугайтесь меня да не сердитесь. Я хорош собой, добр да бодр. У меня все стороны равные, все 4 уголочка одинаковые. Я весь ровненький да миленький. Родом я из Четырёхугольного города нашей страны Геометрия. Там у меня много друзей: и Ромбик, и Трапеция, и Прямоугольник, а главный в нашем городе — господин Параллелограмм. Но куда ни глянь, а повсюду у всех по 4 угла. Вот и решил я побродить по белу свету, посмотреть, кто где есть да кто как живёт. Возьмёте меня к себе в друзья?

Тут круг из-за треугольника выкатился да радостно воскликнул:

— Отчего ж не взять, братец Квадрат. Давайте вместе дружить. Втроём-то веселее!

И с тех пор они часто встречались на треугольной полянке втроём: Круг-весельчак, Треугольник-смельчак да Квадрат-акробат. И случались с ними приключения разные, да только это уже другая история. А пока — КОНЕЦ!

Задания по сказке:

  1. Ответить на вопросы:
    • В какой стране жили друзья?
    • Какие города страны Геометрия описываются в сказке? Придумай подходящие названия для других городов этой страны.
    • Назови, какими чертами характера обладали Круг и Треугольник.
    • Почему Круг и Треугольник стали дружить с Квадратом?
    • Как зовут друзей Квадрата из Четырёхугольного города?
    • А как зовут твоих друзей? Почему ты с ними дружишь? Какие черты характера своих друзей ты ценишь больше всего?
  2. Смастери для сказочных друзей красивый домик.

Малышам 2–3 лет приготовьте фигуры для аппликации заранее. Ребятам постарше можно предложить вырезать блоки для домика самостоятельно.

  1. Нарисуй к сказке рисунок.

Геометрическая физкультминутка

Составляя план развивающих занятий с дошкольником, не забывайте о том, как важно периодически менять вид деятельности и обязательно подключать к интеллектуальным заданиям подвижные игры и упражнения.

Физкультминутка решает важные задачи:

  • снимает напряжение и усталость;
  • даёт эмоциональную разрядку;
  • укрепляет общую моторику;
  • развивает координацию двигательной и речевой активности;
  • ускоряет мыслительный процесс.

Чтобы ваша разминка получилась и полезной, и развивающей, и весёлой, подберите в качестве музыкального сопровождения любимые песенки вашего малыша, а в качестве текстового оформления — изучаемую до этого тему.

«Ушки на макушке»

Для игры приготовьте две картонные фигуры. Например, квадрат и круг. Объявите: «Ты должен внимательно на меня смотреть и внимательно меня слушать. Если я говорю и показываю одинаковую фигуру, то ты хлопаешь в ладошки. Если называю одну, а показываю другую — ты прыгаешь на месте».

После этого вы включаете музыку и приступаете к игре. Сначала ребёнку будет сложно, поэтому дайте ему время подумать, а пока он не решился, какое действие будет правильным, пусть держит ручки на поясе и делает под музыку лёгкие покачивания корпусом (или неглубокие приседания) в разные стороны.

«Круги и кружочки»

Хороводная игра, рассчитанная на группу детей. Но в домашних условиях вы можете ходить по кругу и выполнять игровые движения вдвоём с малышом.

Покажи-ка мне, мой друг (идём по кругу под музыку)

Вот такой большущий круг (останавливаемся, становимся на цыпочки, согнутыми в локтях руками тянемся вверх (показываем большой круг)),

Покажи-ка мне, дружочек (идём по кругу под музыку)

Самый маленький кружочек (приседаем и вытягиваем перед собой ручки с сомкнутыми указательным и большим пальцами).

«Поймай фигурку»

Расставьте по периметру комнаты для занятий несколько стульев спинкой к центру помещения. Прикрепите на спинку крупные карточки с разными фигурами. Объясните ребёнку задание.

Пока играет музыка, ты танцуешь в центре комнаты, а фигурки тобой любуются, но как только музыка замолкает, одна из фигур попытается сбежать, а мы должны её удержать. Я буду тебе помогать: следить за фигурками и говорить, какая пытается улизнуть от нас. А ты должен быстро подбежать и задержать беглянку.

Если закрепить несколько повторяющихся фигур разного цвета, можно усложнить задачу, добавив определение нужного объекта по двум свойствам.

Можно договориться, что под музыку малыш не просто произвольно танцует, а выполняет ваши словесные команды:

  • ходит по кругу с высоким подниманием колен;
  • приседает;
  • прыгает;
  • кружится на месте

и пр.

Геометрические игры

Заранее запаситесь карточками с геометрическими фигурами разного цвета. Используйте их, чтобы закреплять умение различать фигуры при помощи знакомых игр:

  • лото;
  • домино;
  • «найди лишнее»;
  • «что изменилось»;
  • «найди пару».

Используйте разные свойства объектов:

  • форма;
  • цвет;
  • размер.

Например, для упражнения «Найди лишнее» можно предложить ребёнку такой рисунок:

Рассмотрите его внимательно. Задайте малышу несколько вопросов:

  1. Сколько на рисунке столбиков?
  2. Сколько на рисунке строчек?
  3. Сколько фигур в каждой строчке.
  4. Назови мне все фигуры, которые ты видишь.
  5. Сколько на рисунке {красных | синих | зелёных} фигур?
  6. Сколько на рисунке {кругов | квадратов | треугольников | многоугольников}?
  7. Зачеркни в каждой строчке лишнюю фигуру. Объясни свой выбор.

Друзья, включайте педагогическую фантазию, экспериментируйте и получайте от занятий с ребёнком истинное удовольствие, и тогда ваши усилия непременно дадут положительные результаты.

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

 

nii-evrika.ru

Проект по ФЭМП "Геометрические фигуры"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»

Интеллектуальный проект
по формированию математических представлений у дошкольников

(старшая группа)

Воспитатели: Лебедева Ю.В., Иванова И.В.

17 – 21 октября 2016г.

Клин

Тема интеллектуального проекта:

«В стране Геометрических фигур»

Вид проекта: познавательно – интеллектуальный

Образовательные области: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Участники: воспитатели, дети старшей группы (5-6 лет)

Продолжительность проекта: краткосрочный (17 – 21 октября 2016г)

Цель проекта:

Закрепить знания о геометрических фигурах, создавая условия для развития познавательных, творческих способностей детей в процессе разработки проекта.

Задачи проекта:

- формировать у ребенка умения включаться в разнообразную совместную деятельность, использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем, а также умение доводить начатое дело до конца, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

- развивать внимание, память, речь, воображение и мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, лепка и др.);

- совершенствовать умения различать и называть плоские геометрические фигуры, а также умения раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах, парах;

- накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления детей с геометрическими фигурами.

Актуальность проекта:

Актуальность темы проекта обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. А математика, в свою очередь, является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе

Ожидаемый результат:

1. Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;  развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале

2. В процессе  реализации проекта  «В стране Геометрических фигур» дети смогут:

- систематизировать и закрепить свои знания о геометрических фигурах, и геометрических телах. Научаться самостоятельно, планировать и реализовывать  работу по моделированию и  конструированию геометрических фигур и геометрических тел.  

-развить в себе коммуникативные, познавательные и творческие способности.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный

  • Постановка проблемы

  • Реализация проекта (практическая деятельность)

  • Заключительный.

Подготовительный

Подбор материала, оборудования, художественной литературы, иллюстраций. Продумывание хода бесед, организаций и проведения игр, наблюдений, занятий.

Постановка проблемы

Во время прогулок, занятий, режимных моментов, мы стали замечать, что некоторые дети, затрудняются назвать геометрические фигуры, не могут сказать, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет. При играх со счетными палочками, дети, легко составлявшие различные фигуры, стали затрудняться при их назывании.

Так возникла проблема. Было принято совместное решение помочь детям. Дети все вместе самым интересным образом получат ответы на вопросы, а также расширят и закрепят уже ранее полученные знания о таком увлекательном и разнообразном мире – мире геометрических фигур.

Реализация проекта (практическая деятельность)

  1. Беседа «Геометрические фигуры».

Чтение рассказов, сказок и стихотворений о геометрических фигурах, отгадывание загадок о геометрических фигурах (Приложение)

  1. Коллективное рисование «Страна геометрических фигур»

  1. Конструирование «Выложи узор»

  1. Аппликация «Зайчик из геометрических фигур»

  1. Использование дидактических игр и упражнений (см. Приложение)
    на занятиях по формированию
    математических представлений
    у дошкольников

  1. НОД «Путешествие в страну геометрических фигур»

Заключительный.

Презентация проекта

Вывод:

В ходе реализации проекта удалось создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес к познавательной и мыслительной деятельности детей. Систематизированы и расширены знания детей о геометрических фигурах увлекательным способом- методом проектирования. Дети проявляли в работе самостоятельность, активность, инициативность, творчество.

Такие проекты развивают у детей интерес, стремление узнавать новое, любознательность, творческие способности, память, внимание

Приложение 1

Загадки

А еще на букву О.

По дороге катится

И в ромашке прячется.

Нрав его совсем не крут.

Догадались? Это - (круг)

Три вершины, 
Три угла, 
Три сторонки – 
Кто же я? (треугольник)

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны 
Одинаковой длины. 
Вам его представить рад. 
А зовут его… (квадрат)

Стихотворения

ТРЕУГОЛЬНИК

 Самолёт летит по небу,

 Треугольное крыло,

 На моём велосипеде,

 Треугольное седло,

 Есть такой предмет - угольник,

 И всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.

 Тут мама три спички

 На стол положила

 И мне треугольник

 Из спичек сложила.

 А в это время я чертил

 И наблюдал за мамою,

 Я три прямых соединил

 И сделал то же самое.

КВАДРАТ

 Пришёл из школы старший брат,

 Из спичек выложил квадрат.

 Дала мне мама шоколад,

 Я дольку отломил - квадрат.

 И стол -квадрат, и стул - квадрат,

 И на стене плакат - квадрат,

 Доска, где шахматы стоят,

 И клетка каждая - квадрат,

 Стоят там кони и слоны,

 Фигуры боевые.

 КВАДРАТ - четыре стороны,

 Все стороны его равны,

 И все углы прямые.

КРУГ

Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.

Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.

РОМБ

РОМБ - фигура непростая,
Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два -
Фигура стала вдруг одна.

Четыре в ромбе стороны.
Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла,
Равны между собой по два.

КРУГ

Паутину сплел паук
Паутина - это круг.

Помогает гончару
Каждый день гончарный круг.

Круглая - тарелка
С кашей манной внуку,

Часовая стрелка
Движется по кругу,

И кольцо сплетенных рук,
Если приглядеться - круг!

Как округло колесо
И летящее лассо!

Солнце на валторне,
И земля по форме...

ОВАЛ

 А как нарисовать овал?

 На помощь брата я позвал.

 Брат взял фломастер и искусно

 Мне овал нарисовал:

 Ты слегка окружность сплюсни,

 Получается ОВАЛ.

 Сколько раз его видал,

 В ванной зеркало -овал!

 Овал и блюдо, и яйцо.

 Мама говорит :-Лицо

 У тебя овальное.

 Пусть будет овальное,

 Лишь бы не печальное.

 Мы рассмеялись и в овале

 Рожицу нарисовали.

 Овал - окружность удлинённая

 И рожица в ней удивлённая.

ПРЯМОУГОЛЬНИК 

Как окно прямоугольник,

Аккуратный, словно школьник.

Он похож на дверь, на книжки

И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,

На большую шоколадку.

На корыто поросенка

И на фантик у ребенка.

ПОЛУКРУГ

Если круг разломишь вдруг,
То получишь полукруг.
Это месяц в облаках
И пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка,
На болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом.

Приложение 2

Геометрические сказки

Страна Геометрия

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. 

Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

"Рассказ о квадрате и круге"

Жил-был Квадрат. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными.

Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Квадрат спросил у своей мамы: "Почему мы никогда не ходим в соседний город?"

- "Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!" - ответила мама.

Квадрату стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Квадрат вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Квадрат зажмурил глаза.

- "Привет, ты кто?" - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов.

- "Я квадрат. Я из соседнего города. А ты кто?"

- "А я - Круг".

- "Как ты можешь двигаться так быстро?"

- "Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!"

- "А у нас нет ни машин, ни велосипедов".

- "Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться".

Круг повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы.

Мальчики подружились и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны.

Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с овалами, ромбами, прямоугольниками и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигур стали дружить.

 

"Математическая сказка"

В двумерном пространстве жила-была Окружность. Она была такая кругленькая и беленькая. Однажды Окружность решила погулять и встретила Круг.

- "Привет, меня зовут Круг, а тебя?"

- "Меня зовут Окружность. Давай дружить".

Целый день гуляли они по прямой, кривой и замкнутым линиям. И, когда наступил вечер им не хотелось расходиться по домам.

Через неделю рано утром Окружность разбудил звонок. Это звонил Круг.

- "Привет, это Круг. Слушай, у меня есть изумительный домик в Треугольном переулке. В нем три ванных, две кухни и пять спален. Переезжай ко мне жить", - волнуясь, предложил Круг.

- "Я согласна", - радостно сказала она.

Через год у них появились две очаровательные окружности, и два задиристых толстеньких круга!

Сказка «Город геометрических фигур»

В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом). Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.

А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.

Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».

Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур. »

«Приключения ромбика»

          В одной стране геометрических фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить.

В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать.

Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И... Вдруг... Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал.

- Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты?

- Я...я... Кругляш ...- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее.

Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал:

-Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось.

Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать:

- У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился... А тут... Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика?

Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакать.

- Стой, стой. Хватит плавать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся.

- Это еще почему? - удивился Кругляш

Ромбик весело рассмеялся:

- Да потому что нельзя столько плакать, ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом!

Целый день Ромбик и Кругляш строили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша.

- Спасибо тебе, Ромбик - сказал Кругляш. - Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь, если есть друзья, все можно решить и даже дом построить.

Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал: "А куда бы мне отправиться завтра..."

На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ребята будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интересных сказок. а теперь ... ПОКА!

Приложение 3

Дидактические игры и упражнения

Д/и "Построй дорожку"

Цель: Развитие умений выявлять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Материал: логические блоки, таблица с правилами построения дорог.

Ход игры:

Ребята, давайте построим дорогу из дворца Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде. Правила построения дороги записаны в таблице, в ней стрелки показывают, какая за какой: по форме т по цвету; по форме и величине, или по форме и толщине блок должен идти.

Д/у "Отремонтируй робота"

Цель: выявление проявлений догадки в процессе воссоздания фигур из элементов, умения устанавливать связи между элементами и целой фигуры.

Материал: Робот, таблица с изображением фигур деталей.3 цветных фломастера.

Ход игры:

Ребята, роботу необходима ваша помощь. Три важных детали: локоть-шарнир (круг), пульт управления (шестиугольник) и башмак (четырехугольник) раскололись пополам на три части каждая. Их нужно восстановить - склеить суперклеем "моментом". Детали нарисованы сверху, а их элементы (части) - слева. Рассмотрите их. Используйте элементы для сборки целых деталей. Раскрасьте фломастером одного цвета детали и его части, фломастером другого цвета раскрасить следующую деталь и ее часть и т.д.

Д/у "Коледоскоп"

Цель: Выявление умений воспринимать и воспроизводить рисунок из фигур, соблюдая определенное их сочетание и расположение; пользоваться словом "внутри" и предлогом "в".

Ход игры:

Рассмотрите калейдоскоп и скажите, из скольки и каких фигур составлен его рисунок?

Возьмите фигуры и составьте такой же рисунок.

Проверьте, получился ли у вас точно такой же рисунок?

Д/у "Чем похожи домики?"

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.

Ход игры:

Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены.

Чем они похожи?

Д/у "Домино"

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: логические фигуры.

Ход игры:

Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.

Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"

Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.

Ход игры:

Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качели.

Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".

Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.

Ход игры:

Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

Д/у "Закрась лишнюю фигуру"

Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.

Ход игры:

Закрасьте лишнюю фигуру.

Почему закрасили именно ее?

Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили?

А как называются остальные фигуры?

Д/и "Где спрятался мышонок?"

Цель: Развитие логического мышления, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков - символов.

Материал: фланелеграф, логические блоки, карточки с обозначением свойств, мышонок.

Ход игры:

Я с помощью карточек обозначаю три свойства того блока, под которым спрятался мышонок. Свойства блока я обозначаю перечеркнутыми и неперечеркнутыми знаками.

Д/и "Две дорожки"

Цель: Развитие умений выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал: логические блоки.

Ход игры:

Каждый участник берет себе из набора 12 разных фигур, перемешивает и складывает стопкой. Играющие по очереди строят дорожки из своих фигур. Сначала первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начиная с верхней в стопке. Получается дорожка. Второй игрок по порядку к каждой фигуре соперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если он находит отличие от его собственной тремя свойствами (формой, цветом и размером), то забирает себе его фигуру. Побеждает тот, кто наберет больше фигур.

Д/и "Придумай свой орнамент"

Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры - силуэт, ориентируясь на образец.

Материал: набор фигур к игре "Танграм"

Ход игры:

Посмотрите внимательно на фигуры-силуэты, которые составлены из 7 фигур. Из каких геометрических фигур они составлены?

Возьмите фигуры и составьте свой орнамент.

Д/у "Найди кошку"

Цель: Учить решать логическую задачу путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур и из 6 предложенных фигур. Упражнять в доказательстве решения.

Ход игры:

Посмотрите внимательно на эту задачу, она нарисована. В третьем ряду, нижнем, одно кошки не хватает, на ее месте стоит знак вопроса. Будем находить кошку по признакам: форме туловища, головы, количество усов и направления головы.

А теперь выберите из 6 предложенных изображений.

Д/и "Игра с двумя обручами"

Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом "и", классификация по двум свойствам.

Материал: игровой лист с двумя пересекающими обручами, логически блоки.

Ход игры:

Перед вами игровой лист с двумя пересекающимися обручами и блоки. Сначала надо выяснить, сколько получится мест?

Давайте превратим обручи в клумбы, а блоки в цветы. Внутри красного обруча - клумбы все блоки - цветы красного цвета, а внутри синего - все круглые блоки - цветы.

Какие блоки-цветы лежат внутри двух обручей?

Какие блоки-цветы оказались вне обоих обручей?

Д/у "Закрась правильно"

Цель: Учить решать логическую задачу на анализ и синтез.

Ход игры:

Закрасьте справа геометрические фигуры, из которых составлен зайка.

Какие геометрические фигуры остались не закрашенными?

Д/и "Загадки без слов"

Цель: Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Ход игры:

Сейчас мы будем отгадывать необычные загадки. Это загадки без слов. Я буду показывать карточки знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры. Загадывать буду сразу три совместных свойства.

Д/и "Чудесный мешочек"

Цель: Учит детей выбирать фигуры на ощупь по осязательно воспринимаемому образцу.

Материал: мешочек, 2 набора геометрических фигур: объемный и плоскостной (шарики, конусы, цилиндры, овал, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники).

Ход игры:

Мешочек называется чудесным, он не раскроется, пока вы на ощупь не определите, что там находится, и не найдете такой же предмет на столе.

Дети по очереди выполняют задание. Если ребенок правильно назвал фигуру и нашел ее на столе, воспитатель раскрывает мешочек. Ребенок достает фигуру и помещает ее рядом с такой же на столе.

Д/и "Найди пару"

Цель: Развитие восприятия, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал: логические фигуры.

Ход игры:

У каждого из вас блоки - это зайчата-мальчики, а у меня зайчата-девочки. Давайте поможем каждому зайчику - мальчику найти свою сестренку. Будем находить сестренок на основе сходства и различия, по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме и цвету

Д/и "Необычные фигуры"

Цель: Развитие способности к анализу, абстрагированию; умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий; творческого мышления, воображения.

Материал: набор логических фигур; таблица с правилами построения фигур.

Ход игры:

Ребята в городе логических фигур состоится карнавал необычных фигур. Надо помочь простым фигурам превратиться в необычные, сложные (построить из простых фигур сложные). При составлении необычных фигур используются правила, которые требуют учета стразу трех свойств, правила записаны в таблице.

Д/и "Помоги фигурам выбраться из леса"

Цель: Развитие логического мышления, умение рассуждать.

Ход игры:

Перед вами таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигуры. Каждая фигура - Красная шапочка, и ей нужно помочь выбраться из леса. Давайте установим, для чего на разветвленных тропах расставлены знаки.

Теперь будем выводить каждую Красную шапочку из леса, но при этом рассуждать вслух.

Д/у "Преврати геометрические фигуры в предметы"

Цель: учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации; учить дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов.

Ход игры:

Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке.

Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.

Д/и "Раздели блоки-3"

Цель: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции "не", "и, "или", доказательности мышления.

Ход игры:

Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки - все большие, у обезьяны - все синие.

Какие фигуры оказались общими для всех животных?

Какие фигуры оказались только у медведя?

Какие, только у собаки?

Какие, только у обезьяны?

Какие фигуры общие для медведя и собаки?

Какие, для медведя и обезьяны?

Какие, для собаки и обезьяны?

Какие фигуры никому не подошли?

Д/у "Найди недостающий домик"

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной или другой групп.

Ход игры:

Рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна.

Д/и "Собери узор"

Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике.

Материал: набор фигур "Вьетнамской игры".

Ход игры:

У каждого из вас набор "Вьетнамской игры" и мозаичное панно, обнаруженное в развалинах древнего храма. На нем сохранились лишь силуэтные изображения животных, рыб. Давайте восстановим панно, используя набор "Вьетнамской игры".

infourok.ru


Смотрите также


Семья

Семейные отношения
Каждая отдельная семья являет собой определенную социально-психологическую группу, которая в свою очередь складывается на основе интимных и исключительно доверительных отношений между двумя супругами, а также родителями и детьми. Её общая социальная активность, структура, а также составляющая нравственно-психологическая атмосфера напрямую зависят не только лишь от общих условий и установленных закономерностей, но также от тех довольно специфических обстоятельств, в которых формируется семья, а также живёт и в полной мере функционирует.
Рождение ребенка – испытание на прочность всей семьи
В сказках, как известно, все невзгоды героев заканчиваются свадьбой. А в жизни со свадьбы все только лишь начинается.

Опрос

Полезный для Вас наш сайт?

Да
Нет
Очень полезный
Ничего интересного
Мне все равно