Модные тенденции 2011 специально для круглых животиков
Будущие мамы – это прежде всего женщины! А практически любая женщина очень хочет постоянно хорошо выглядеть. Если округлившийся живот уже не влезает в Вашу обычную одежду, то пришло время подумать про смену собственного гардероба.

Как увеличить скорость чтения у ребенка 8 лет


Методическая разработка по чтению: Как повысить скорость чтения младшего школьника?

Как повысить скорость чтения младшего школьника

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач учителя начальных классов.  Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет  неусидчив,

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.

Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени.

        Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

         Как помочь ребенку при обучении чтении? Существует много причин тормозящих развитие скорости чтении.  Среди них:

  1. Природный темп деятельности.
  2. Регрессии – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.
  3. Нарушение артикуляции
  4. Отсутствие антиципации т.е. умения догадываться по смыслу.

Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения.

1.Природный темп деятельности.

Обычно родители сами замечают, что их ребёнок медлителен, немножко «капуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Это свойство, как и другие свойства темперамента, являются врожденными, устойчивыми и сохраняются в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп является врожденным, определяет, насколько быстро человек  работает. Запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Ребёнок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты пропуски и перестановки. Поэтому,   если ребёнок не прочитывает необходимый объём в заданный промежуток времени.

Помните, что хотя и темп деятельности является врожденным устойчивым свойством нервной системы, он в течении жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться. Это значит, что используя определенные упражнения, вы можете увеличивать темп деятельности.

Используйте следующие упражнения: « Многократное прочтение», «Молния»,

«Многократное прочтение»

Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

2. Регрессии. Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Этот недостаток - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой сторочке текста, то, очевидно, что такой читатель дважды прочитывает текст.

Определить, присутствуют ли регрессии у вашего ребёнка, можно с помощью наблюдения. Попросите ребёнка прочитать незнакомый ему текст. При этом внимательно следите, как читает текст ребёнок: за движением его глаз и речью. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребёнок сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке 2-3 раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, что в этом способе чтения, который использует ребёнок, присутствуют регрессии.

Причины регрессий в следующем:

1.Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Её корни кроются в том, как обучали ребёнка чтению. Очень часто мы, сами не замечая, формируем у ребёнка эту привычку. На первых этапах, когда ребёнок ещё только осваивает послоговой способ чтения и ему ещё трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь и вновь, а лишь проговаривают прочитанное. Привыкая к такому способу осмысления. Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребёнок как можно быстрей начал читать целыми словами, в то время как ребёнок ещё не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии.

2.Кажущиеся трудности текста.

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребёнка, то в том случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

3.Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребёнок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребёнку время на отдых. Или используйте упражнения для тренировки внимания.

Последние две причины – явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина – сила привычки (как и все привычки человека) – явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использование специального упражнения. 

  1. Это упражнение «Чтение с окошечком».  Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное закрывается. Постепенно ребёнок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.
  2. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

        козы – косы, трава – травы, ветер – вечер        , взбежал – вбежал

  1. «Найди лишнее слово» (Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой) 

Стол  столб   стол   стол

Дом   дом   дом   ком

Галка   палка   палка   палка

Лапа   лапа   лапа   липа

Попал   пропал    попал   попал

  1. Чтение цепочек слов, близких по графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

3.Антиципация.

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому – смысловой догадкой. 

Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логоки развития событий и значительно убыстряет чтение.

   В то же время, если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Для этого вы можете использовать следующие упражнения.

1. Чтение с пропущенными окончаниями.

                Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

                А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

2. Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не … (любила).

4Артикуляция.

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. За счет чего происходит снижение скорости чтения. Артикуляционный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить в слух прочитанные слова. Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения себя и вслух особенно велик.

Четкая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчит понимание прочитанного.

Упражнения для развития артикуляции.

1.Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. 

Упражнения на артикуляцию различного рода сочетаний звуков. Подобные упражнения необходимо выполнять одновременно с упражнением на регулирование речевого дыхания.

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает гласные или согласные одного ряда:

АОУЫИЭ,  АЫОУЭИ,  ОУАЭИЫ...

  • БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
  • КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

2.  Упражнение «Играем со звуком».

Учитель. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе издавайте звуки, усиливая или ослабляя их звучание:

- Гудок поезда, который приближается или удаляется: М-М-М-М…

- Шум ветра: В-В-В-В…

- Жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж …

- Писк летающего комара: З-З-З-З…

- Рычание собаки (большой или маленькой): Р-Р-Р-Р…

- Шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш…

- Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С…

2.Чтение чистоговорок. 

Троекратное повторение слогав начале, позволяет правильно произнести его последним

ЖУ-ЖУ-ЖУ - На снежинку я гляжу.

ЖУ-ЖУ-ЖУ - Глазом я одним гляжу

ОД-ОД-ОД - Скоро Новый год!

ДИ-ДИ-ДИ – Дед Мороз к нам приходи!

ДИ-ДИ-ДИ - К нам снегурка приходи!

ЕГ-ЕГ-ЕГ - Падает снег.

ГУ-ГУ-ГУ - Снеговик в снегу.

КИ-КИ-КИ – Поиграем мы в снежки!

3.Чтение скороговорок.

   Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Поделюсь с вами упражнениями, которые я использую в работе по увеличению скорости чтения у ребят 6-8 лет.

К каждому тексту сделала по 9 упражнений. Эти упражнения не изменят скорость сами по себе, если нет другой работы. Эти упражнения позволят разнообразить ваши занятия.

Работаю с каждым текстом следующим образом:

1. Знакомство с текстом (ребенок читает текст)

2. Читать только черные буквы (можно прочитать и серый текст, там тоже связный рассказ)

3. Слитное чтение (текст написан без пробелов и знаков препинания) - прочитать раздельно.

4. Прочитать текст по верхней части букв.

5. Прочитать текст по нижней части букв.

6. Прочитать текст вверх тормашками.

7. Прочитать текст задом наперед.

8. Прочитать текст без гласных букв.

9. Прочитать текст с "вращающимися" буквами

За один раз отрабатываю упражнения одного текста. Когда ребенок освоится, можно перемешать упражнения разных текстов.

Время на отработку одного текста может уйти от 10 до 20 минут (всё зависит от уровня подготовки ребенка). Если у вас есть своя система занятий, то можете включить эти упражнения в ваши занятия.

Можете запланировать 10 уроков по этому пособию (в пособии 10 частей). Опять-таки, отталкиваетесь от уровня вашего ребенка. Может быть вариант работы такой: одно занятие - одна часть, делаете упражнения по порядку.

Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
           Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.

nsportal.ru

Как увеличить скорость чтения у ребенка

Все родители хотят, чтобы их ребёнок хорошо учился. Во многом успешность обучения зависит от качества и скорости чтения.

Чем лучше ребёнок читает, тем он быстрее и качественнее воспринимает информацию.

Совершенствование навыков чтения — это целенаправленный процесс, который достигается путём выполнения определенных упражнений. Затягивать этот процесс не стоит и необходимо уже в начальных классах довести скорость чтения ребёнка до оптимального значения 100-120 слов в минуту.

Упражнения для увеличения скорости чтения в начальных классах


Упражнение «Чтение — Стоп»

 

По команде «Чтение» ребенок начинает читать текст до команды «Стоп». Тогда он прекращает читать и отрывает взгляд от страницы. Вы снова даете команду «Чтение». Задача ребенка — быстро найти место, на котором он остановился в прошлый раз, и начать читать с него.


Проговаривание чистоговорок

 

Чистоговорки — это стихотворные упражнения, которые позволяют развить артикуляционный аппарат ребёнка. Ведь часто бывает так, что мозг ребенка прочитал правильно и быстро, а неразвитый речевой аппарат не позволяет проговорить ребенку прочитанное быстро и правильно. Чистоговорки бывают на различные звуки, поэтому можно подобрать для ребёнка необходимое для него звукопроизношение. также чистоговорки легко составить самим.

Примеры чистоворок:

  • Ал-ал-ал — мяч в ворота не попал.
  • Ил-ил-ил — по реке плыл крокодил.
  • Ол-ол-ол — начинается футбол.
  • Лю-лю-лю – маму очень я люблю!
  • Ра-ра-ра — нам гулять идти пора
  • Ры-ры-ры — прокачусь-ка я с горы.
  • Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
  • Ар-ар-ар — подарили Варе шар.
  • Рю-рю-рю – кашу Ване я варю.
  • Ри-ри-ри — прилетели снегири.
  • Арь-арь-арь – будем мы читать букварь.
  • Ры-ры-ры — в камышах живут бобры.
  • Ша-ша-ша — мама моет малыша
  • Шу-шу-шу — шарф повяжем малышу
  • Шо-шо-шо — в нашем доме хорошо
  • Шо-шо-шо — летом в парке хорошо
  • Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ
  • Ущ-ущ-ущ — за забором плющ
  • Ща-ща-ща — мы несем домой леща
  • Щё-щё-щё — повторим ещё? и т.д.

Более подробно о чистоговорках можно почитать по ссылке.

 


Поиск загаданного слова

 

Попросите ребенка найти в незнакомом тексте загаданное вами слово. Задача — найти загаданное слово как можно быстрее. Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать и находить слова поочереди.


Разучивание скороговорок

 

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Скороговорки хорошо проговаривать в качестве разминки перед чтением. Тем самым развивается речевой аппарат и вы заметите насколько меньше ошибок будет делать малыш при прочтении текста.

Примеры скороговорок:

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.
Боря улыбается: роза Розе нравится!

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

От топота копыт пыль по полю летит.

Более подробно о скороговорках читайте в статье Детские скороговорки для развития речи.

Там же вы сможете найти подборку самых интересных и удачных скороговорок.


Чтение в темпе скороговорки

 

Для начала необязательно читать в темпе скороговорки весь текст. Достаточно выбрать одно предложение. Лучше взять среднее по длине предложение, в словах которого ребёнок спотыкался или прочитывал с ошибками. И это одно предложение читать до тех пор, пока ребёнок не сможет проговорить его чисто и в достаточно быстром темпе.


Упражнение «Фотоглаз»

 

За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов (для начала около 5 слов) и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Начинать необходимо с трехбуквенных слов, постепенно увеличивая число букв в словах, да и самих слов в столбике.


Чтение только гласными буквами

 

Прекрасное упражнение, позволяющее убрать многие ошибки при чтении, в частности потерю строчки и задержку прочтения при переходе с одной строки на другую.


Чтение слоговых таблиц

 

Слоговые таблицы помогают отработать необходимые звукосочетания. вызывающие у ребёнка трудности при чтении. В частности особую пользу при работе над скоростью чтения приносит работа с таблицами на стечение согласных.


Многократное прочтение (4-5 раз) одного и того же текста

 

Казалось бы зачем читать одно и того несколько раз? Но это упражнение прекрасно тренирует не только речевой аппарат ребёнка, придаёт ему уверенность в собственные силы, но и расширяет ближайшие горизонты достижения следующего результата.


Выразительное чтение отработанной части текста с переходом на незнакомую часть текста

Когда скорость чтения низкая, то внимание ребёнка всё сосредоточено лишь на том, чтобы правильно перевести графический образ букв в звук. Как правило, понимание, а тем более выразительность уходят на второй план. В данном случае многократное прочтение с заходом на незнакомую часть текста, позволит постепенно не только увеличить скорость чтения, но и понимание прочитанного.


Зрительные диктанты

Полезнейшее упражнение, которое следует выполнять о определенным правилам. Более подробно с правилами написания зрительных диктантов можно ознакомиться, перейдя по ссылке.


Пересказ с опорой на текст ( с подглядыванием)

 

Суть упражнения сводится к тому, что ребёнку необходимо быстро выхватить глазами из текста необходимую информацию, что позволяет легче перейти от слогового чтения к чтению целыми словами.


Упражнение «Чтение вверх ногами»

 

Это упражнение нравится всем детям. Переверните книгу и предложите ребенку почитать ее вверх ногами. Поначалу с этим могут возникнуть трудности, но постепенно ребенок научится. В качестве рекомендации могу сказать, что поначалу нужно брать крупный шрифт.


Работа с таблицами Шульте

Это упражнение просто необходимо при работе над увеличением скорости чтения. Познакомиться с ним более подробно и скачать таблицы Шульте можно по ссылке.


Лабиринты

Как правило, дети любят лабиринты. Для них это игра. Но, для того, чтобы лабиринты стали упражнением для увеличения скорости чтения, их следует проходить одним взглядом, без использования карандаша. После того, как ребёнок взглядом отыщет верный путь, попросите его показать вам эту дорожку уже пальчиком или карандашом. Находить путь можно от старта к финишу и наоборот. Лабиринты необходимо постепенно усложнять.

 


Тексты для скорочтения

Это хорошие результативные упражнения для увеличения скорости и улучшения качества чтения ребенка.  Но для отработки данных упражнений лучше брать подходящие по возрасту ребенка тексты,  а еще лучше брать готовые, специально обработанные тексты. ЭТО УДОБНО! Это экономит время.

Вот несколько примеров:




 

 




Предлагаю вам скачать такие тексты.

Они включены в профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Я сама пользуюсь им на практике и получаю отличные результаты.

Кроме развития навыков скорочтения в тренинг включены задания по развитию речи и внимания.

В тренинге используются вышеперечисленные и еще другие, не менее эффективные приёмы.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.

Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.

Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.

Получить ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи» 

Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

naymenok.ru

Как у ребенка увеличить скорость чтения: 6 способов

Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, как у ребенка увеличить скорость чтения. Не вызвав при этом у него стойкую негативную реакцию к этому процессу и не испортив отношения друг с другом. Итак, готовы?

Причины

Наиболее вероятные причины медленной техники чтения заключаются в следующем:

  • Маленький словарный запас. Согласитесь, сложно произносить слова, которые раньше в жизни не встречал. Это как взять и попробовать освоить текст на иностранном языке.
  • Низкая способность концентрации внимания. Если постоянно отвлекаться, то невозможно не только понять смысл написанного, но и быстро справиться с текстом.
  • Проблемы с артикуляционным аппаратом. В основном техника чтения страдает у детей, которые имели сложности с речью. Например, заговорили слишком поздно, не могли выговорить ряд звуков и прочее.
  • Регрессии. Малыш может пробовать вернуться к уже прочитанному слову, а это, конечно же, добавляет пауз. Понаблюдайте за ним в процессе, если его глаза «бегают», значит, необходимо уделить внимание этой сложности. Проясните, почему он так делает, возможно, просто сам текст достаточно сложный для понимания, или он просто отвлекается и задумывается о чём-то другом.
  • Страх. Согласитесь, не сильно мотивирует понимание, что придётся получить ремнём по мягкому месту или слушать ругательства в свой адрес. Это вызывает сильнейший стресс, вследствие которого человек может утратить возможность рационально мыслить, концентрироваться на поставленной задаче и так далее.

Правила

Независимо от вашего собственного жизненного опыта, ни в коем случае не приступайте к занятиям, когда у кого-то из вас не особо хорошее настроение. Особенно, если наблюдается злость или грусть.

Потому что в таком случае у ребёнка может не получаться, а это отобьет желание заниматься в дальнейшем и снизит самооценку. Или у вас не выдержат нервы, что также крайне негативно скажется на его успехах.

Также следует внимательно наблюдать за длительностью тренировок. Дети младшего возраста, особенно если они ходят только в 1 класс, не выдержат долгой концентрации на процессе чтения. Соответственно, начнут отвлекаться. Поэтому занимайтесь не более 20 минут, даже если кажется, что дитя ещё полно сил, интереса и энергии.

По этой же причине делать это необходимо через день-два. Но ни в коем случае не каждый. Занятия должны вызывать интерес, а не отвращение, отчего заставлять его также не рекомендуется.

К сожалению, среди многих родителей и педагогов бытует мнение, что если малыш будет ежедневно сидеть с книгой по пару часов – то он научится не то что быстро, а прямо-таки бегло читать. Но это большая ошибка. Научиться то, может и научиться, но вот полюбит вряд ли.

Основные негативные последствия таких действий – снижение самооценки и невозможность запоминать и понимать прочитанное. Появляется страх и нежелание учиться.

Упражнения для скорости чтения у детей

Игра в сокровища

Подходит для младшего школьного возраста. Придумайте любую тематику, наиболее близкую для вашего чада и напишите письмо. Только не обычное, а письмо-загадку. В нём должна отсутствовать часть букв, которые ребёнок попробует подставить самостоятельно, чтобы понять, что за информация в нём зашифрована.

Допустим, у вас мальчишка и он любит играть в пиратов. Можно тщательно расписать, где именно в квартире хранится его поощрение, пусть даже в виде конфет или символической суммы денег, в случае успешного прохождения испытания.

Наиболее простой вариант – одна «пропавшая» буква на 2 слова. «Стирать» её можно в середине или в конце. Более усложнённое задание – когда нет первых букв.

Пересказ

Чтобы материал усваивался, а не бесследно исчезал после прочтения вслух, пусть пересказывает своими словами то, что понял. Естественно, если ему примерно 8 лет, то остановки делать каждую страницу, если 5-7, то после двух предложений.

Три алфавита

Игра в слова помогает ускорить технику чтения. Причём первые результаты будут ожидать вас уже через неделю занятий. Дело в том, что помимо визуальной памяти, приходится подключать ещё и различные виды мышления.

Вам необходимо приобрести упаковки 3-4 карточек с алфавитом. Разложите их и придумывайте слова из имеющихся букв. Важно, чтобы не просто ребёнок сам сидел, корпел над задачей, а добавить соревновательные нотки. Например, кто больше слов из вас придумает, тот и получает поощрение. Только не забывайте поддаваться.

Задом наперёд

Возьмите пару предложений и попробуйте произнести их задом наперёд. Это упражнение помогает снизить уровень напряжения за счёт смеха, которые неизбежно возникнет. Да и натренирует выговаривать и читать слитные буквы и слова. Потом с простыми и понятными вообще проблем не возникнет.

Скороговорки

Чем быстрее ваш школьник научиться выговаривать слова, причём четко, тем проще ему будет бегло озвучивать прочитанный материал. Часто случается, что малыш уже прочитал слово, но пока произносит его – уходит достаточно времени.

Чтобы подобного не случалось, учите с ним скороговорки. Только предложите выбор ему, какая больше заинтересует, пусть ту и запоминает.
Для увеличения интереса к процессу можно пытаться их выговаривать в ритме любимой песни или наперегонки с вами.

Дыхание

На скорость влияет и дыхание. Если делать вдох и одновременно пытаться произнести фразу – она значительно снизится.

Поэтому перед тем, как прочитать первое предложение, пусть сделает вдох и на выдохе приступает к задаче.

Чтобы развить дыхательный аппарат и улучшить артикуляцию, можно играть в игру. К примеру, выбрать одну букву, сделать вдох и на выдохе назвать слова, которые на неё начинаются.

Современные методы обучения детей

Обязательно посмотрите на онлайн сервисы для обучения детей, к примеру айкью клуб. Там вы найдете множество курсов и игр для развития навыков своих детей.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! И помните, у каждого малыша свой темп, не стоит давить на него, если результаты заставляют себя ждать. Будьте чувствительны и терпимы, поверьте, со временем упорный труд оправдает ожидание. Главное – не спугнуть желание учиться и познавать мир.

Если же хотите улучшить артикуляцию своей речи, чтобы говорить более чётко и красиво, рекомендую ознакомиться с этой статьёй.

Сил вам и вдохновения!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

qvilon.ru

Ребенок медленно читает | блог о психологии, нейропсихологии и логопедии, новости и события центра детской психологии Август

В первом классе проводятся 2 проверки техники чтения: по окончании первого полугодия, когда дети прощаются с букварем, и в конце учебного года. Помимо скорости, оцениваются плавность, правильность и осознанность чтения. Не стоит относиться к этому легкомысленно. Если ребенок читает медленно, плохо понимает прочитанное, это повлечет за собой сложности в обучении и по другим предметам в дальнейшем.

Основной признак медленного темпа чтения ребенок не любит и не хочет читать. Почему? Ему сложно, тяжело. Он быстро устает. Короткие предложения в 7-8 лет читать уже не интересно, а сложные трудно. Пока ребенок читает конец предложения, он уже забыл, что было в начале.

Со временем ком проблем нарастает. Во втором классе медленный темп чтения вызывает затруднения во всех предметах: в чтении, где объем текстов к прочтению увеличивается; в русском языке, где необходимо прочитать и понять правило, прочитать текст упражнения, понять задание к тексту, чтобы правильно выполнить его. Каково ребенку, который читает 15-20 слов в минуту понять задание: «выпишите слова, содержащие орфограмму «безударные гласные в корне слова»»?

Математика страдает не меньше: прочитать и понять условия задачи, особенно с несколькими вопросами: «насколько больше...?», «насколько меньше...?», «сколько всего…?», «сколько надо добавить, чтобы было…?».

Поставьте себя на место ребенка, как если бы вы недавно выучили буквы иностранного языка, и вам нужно было понять тонкости перевода и отличить «сколько» от «насколько». Тяжело, верно?

Особенно это становится заметно на контрольных, когда время на выполнение заданий ограничено. Ребенок просто не успевает прочитать и понять задачу. задание он чаще всего угадывает, и не всегда верно, оценка снижается. Страдает и самооценка ребенка. При этом выполнение арифметических действий у него не вызывает затруднений. Приведу пример. Мама девочки 2-го класса: «С низкой оценкой по русскому и чтению мы уже смирились, но математика? Откуда двойки за контрольные? Дома мы разбираем задачи, она все прекрасно понимает и без проблем решает, но в школе этого не получается». «Разбираем задачи» это означает «читаем текст задачи вместе». Мама нанимает репетитора по математике. Репетитор в недоумении: ребенок прекрасно справляется с заданиями, но в школе ситуация лучше не становится. Что делать?

Итак, 
если ребенок регулярно не успевает по всем предметам, получает плохие оценки, не любит читать, одна из причин может быть в слишком медленном темпе чтения.


Скорость чтения можно измерить самостоятельно 
Дайте ребенку прочитать соответствующий возрасту текст. Засеките 1 минуту, посчитайте количество слов. Чтение должно быть плавным, выразительным, осмысленным. Не забудьте проверить понимание текста с помощью уточняющих вопросов: как называется рассказ? О ком идет речь? Кто что сделал? Что случилось потом? Почему? И т.д. 
Тексты для проверки, которые обычно дают в школе, это короткие рассказы, например, Л.Толстого или К. Ушинского. Их можно найти в интернете. 
Пример текста для конца 1 класса:


Два товарища
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в
опасности от товарищей убегают.
(Л. Толстой) . 


Оцените результат: 
1 полугодие 
20 и более слов - высокий темп
16-20 слов - выше среднего темп
19-15 слов - средний темп
менее 10 слов - медленный темп

2 полугодие
40 и более слов - высокий темп
30-40 слов - выше среднего
25-30 слов - средний темп
менее 25 слов - медленный темп


Причины медленного темпа чтения:
1. Логопедические проблемы. Особое внимание стоит обратить внимание на детей, которые имели логопедические проблемы в дошкольном возрасте (задержка речевого развития, фонетико-фонематические нарушения). 
2. Нарушение техники чтения (путница между буквами и звуками, неправильное слияние звуков в слоги, побуквенное чтение). 
3. Небольшой словарный запас (ребенку сложно прочитать слово, так как оно ему незнакомо).
4. Недостаточный объем памяти. 
5. Недостаточно сформированное произвольное внимание. 
6. Ограниченность поля зрения. 
7. Регрессирующие движения глазами: взгляд возвращается к уже прочитанному

Что делать? Логопед или школа скорочтения? 
Задавая вопрос поисковику «как научить ребенка читать быстрее», родители получают массу предложений пойти учиться в школу скорочтения. Поможет ли это второкласснику читать быстрее?

Новое популярное направление помощи в обучении - школы скорочтения. Школы скорочтения принимают на обучение детей не младше 10 лет (а некоторые с 14-15 лет). То есть дети уже должны уметь читать; хорошо читать (не менее 120 слов в минуту), при этом они осмысливают прочитанное. Основная методика увеличения скорости чтения заключается в исключении артикуляции при чтении (то есть проговаривании слов про себя), расширении периферического (бокового) зрения, обучении выборочного восприятия текста. Скорочтение относится к НЛП техникам. 
Некоторые школы предлагают подготовку к обучению скорочтению, куда принимаются дети 7-9 лет. На данном этапе специалисты обещают развитие интеллекта, которое будет способствовать увеличению скорости чтения, работать с пониманием текста, читать словами. 
Если у ребенка имеются логопедические проблемы или не сформирована познавательная деятельность (ребенок имеет плохую память, сложности с концентрацией, вниманием), школы рекомендуют решить эти проблемы, а потом работать над темпом чтения.

Таким образом, если ребенку необходима помощь в обучении, начните ее с посещения логопеда, чтобы определить наличие или отсутствие логопедических проблем. А чтобы оценить необходимость нейропсихологической коррекции в познавательной сфере (память, внимание, концентрация) обратитесь за диагностикой к нейропсихологу.

Неуспеваемости в учебе в будущем можно избежать, если вовремя диагностировать проблемы у специального педагога, и при необходимости пройти специальную подготовку к обучению, которую проводят совместно логопед и нейропсихолог.



Людмила Поплавская, логопед-дефектолог, член Российской ассоциации дислексии, один из авторов и составителей комплексной программы по подготовке к школе детей с речевыми нарушениями «Путешествуй вместе с нами»: 

"Что может сделать родитель?
Во-первых, важно учитывать реальные возможности ребёнка и подбирать доступный материал для чтения.
Не стоит забывать и о поддержании интереса к чтению. Есть много интересных и увлекательных игр, которые помогут в совершенствовании навыка чтения.
Но самое главное, это вовремя обратить внимание на возникшие трудности и обратиться к специалисту для того, чтобы разобраться в причинах и найти пути решения"

www.avgustcenter.ru

Как научить ребенка быстро читать? Полезные упражнения для техники чтения

Много пособий и исследований посвящено обучению детей чтению. Чтение с пеленок, читать раньше, чем ходить и так далее и тому подобное. Однако оказывается, что научить ребенка читать, это еще только начало. Придя в школу, дети сталкиваются с необходимостью не просто читать, а читать быстро.

Что такое техника чтения? Зачем она нужна?

В начальной школе регулярно проверяется так называемая техника чтения. С определенной периодичностью детей просят читать незнакомый текст на время. При этом ребенок должен не только четко прочитать текст (слова или предложения), но и правильно его понять.

что такое техника чтения

Техника чтения проверяется по следующим критериям:

  1. Скорость (ребенок должен еще и уложиться в нормативы по количеству прочитанных слов за 1 минуту).
  2. Понимание (оно оценивается по смысловой интонации при прочтении или по ответам на вопросы по тексту).
  3. Правильность прочтения текста, т. е. отсутствие ошибок, пропусков или повторений.
  4. Наличие в прочитанном тексте правильного интонационного ударения, наличия смысловых пауз.

Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?

  • В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
  • Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
  • После 3-го — от 70-80.
  • К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
  • При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.

Зачем ребенку учиться читать быстро?

Успеваемость в школе напрямую зависит от скорости чтения и понимания прочитанного. Масса проведенных исследований доказывают, что ребенок, который в начальной школе долго читал по слогам и не так и не освоил беглое чтение, в средней и старшей школе, к сожалению, не входит в число успевающих учеников.

Необходимость быстро понимать задания к задачам и упражнениям, самостоятельно читать учебник, выучивая уроки, обуславливает важность быстрого чтения. Дети, которые читают медленно, тратят на выполнение заданий значительно больше времени, больше устают и, как следствие, теряют интерес к учебе.

Наиболее оптимальная скорость чтения, обеспечивающая успешное обучение, должна быть равна скорости обычной разговорной речи. В среднем это 120 слов в минуту и более. К этому результату и нужно стремиться, отрабатывая технику чтения.

уроки

Чтение стимулирует развитие мыслительного аппарата, устойчивость внимание и повышает оперативную память ребенка. Таким образом, получается, что развивая навыки чтения, ребенок становится более успешным и в учебе в целом. Это значит, что научить бегло читать ребенка, по возможности, следует как можно раньше.

Почему не всем детям легко дается быстрое чтение?

Причин, по которым дети не могут читать быстро, довольно много. Не обязательно они должны встречаться все вместе, чтобы замедлить процесс чтения. Достаточно всего одного из пунктов, чтобы сделать недостижимым быстрое чтение.

Недостаточная концентрация внимания и памяти

Эта проблема приводит к тому, что начав читать текст, к концу предложения ребенок уже забывает его начало.

Небольшой размер оперативного поля зрения у ребенка

Это проявляется в том, что ребенок концентрируется исключительно на 2-3 буквах, которые читает. При этом дети с достаточно большим оперативным полем могут видеть сразу слово целиком, что и позволяет ему читать быстрее.

Присутствие зрительной регрессии

Это означает, что во время чтения ребенок неосознанно возвращается глазами к уже ранее прочитанному слову.

Недостаточный словарный запас

Еще одна причина снижения скорости чтения. Незнакомое слово требует более длительного времени на прочитывание и осмысление.

Проблемы с дикцией

Недостатки в развитии артикуляционной системы, проблемы с дикцией тоже влекут за собой проблемы с чтением.

как научить ребенка быстро читать

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Нежелание читать книги

Еще одной важной и заслуживающей отдельного внимания проблемой стоит назвать отсутствие желания читать. В настоящее время, когда дети все больше времени проводят у компьютеров, чтение книг теряет для них свою привлекательность. А ведь именно наличие интереса может стимулировать ребенка к обучению и усовершенствованию своих навыков.

Прививать интерес к чтению — важная задача родителей.

Можно ли улучшить технику чтения? 

Определенно, можно. Практически в любом школьном возрасте можно научить ребенка бегло читать. Выявив причину возникших сложностей, можно заняться оттачиванием этих навыков, тем самым в достаточно быстрые сроки улучшив технику чтения детей.

Пристальное внимание с самого начала

Заниматься улучшением техники чтения можно и даже нужно, не дожидаясь появления проблем и недочетов. В 6 лет дети, как правило, уже учатся читать, в это же время можно начинать работу и над техникой чтения.

Лучше с самого начала уделять некоторое внимание этому вопросу, проводя определенные задания на развитие внимание, концентрации и улучшение оперативного поля зрения.

Чтение вслух

Пока ребенок еще не умеет читать, обязательно заведите традицию читать ему дома вслух. После того, как навык чтения будет освоен, не бросайте эту привычку. Ребенку еще сложно читать длинные тексты, а родители настаивают, чтобы он читал сам. В результате книжка пропадает из обихода, и тем самым теряется интерес к чтению.

Поддержание интереса к книгам

Итак, в первую очередь необходимо всемерно поддерживать интерес к чтению в целом, к книгам, историям и сказкам. Читайте вслух, читайте по очереди, старайтесь заинтересовать ребенка книгой.

читаем вместе

В 7 лет, когда навык чтения уже достаточно сформирован, предлагайте читать ребенку короткие тексты. Несколько строчек под картинками, комиксы или просто чтение по очереди — все это подойдет. Главное, чтобы не был утерян интерес.

Упражнения для тренировки беглого чтения

Как научить ребенка быстро читать? Введите за правило регулярно выполнять с ребенком по несколько упражнений и результат появится достаточно быстро.

Для концентрации внимания

Просмотр диафильмов

Предлагайте ребенку смотреть диафильмы и читать к ним подписи. Для этих целей также отлично подойдут и мультфильмы с субтитрами. Небольшой объем текста и яркие картинки привлекают внимание и улучшают концентрацию.

«Чтение с жужжанием»

Предлагайте ребенку читать с вами вместе. Читайте разные тексты не очень громко вслух, каждый в своем темпе. Фоновый звук приучит ребенка концентрироваться на своем задании.

Одновременное чтение

Одинаковые тексты лежат перед ребенком и перед взрослым. Вы читаете вслух, а ребенок должен следить (можно пальцем) за чтением. Попросите его сказать, в каком месте менялся темп вашего чтения.

Можно просить ребенка находит в тексте какое-то определенное слово и прочитать следующее, идущее за ним.

Для повышения уровня оперативной памяти

Зрительные диктанты

Для развития оперативной памяти идеально подходят зрительные диктанты. Суть задания состоит в том, что ребенку предлагает карточка с одним предложением, на которое он должен смотреть в течение определенного времени.

После этого карточка убирается, а ребенок должен записать предложение по памяти. Упражнения должны проводиться регулярно, каждый день. Уже через месяц вы заметите существенные результаты.

Для улучшения работы артикуляционного аппарата

Скороговорки

Лучшим вариантов является разучивание и повторение скороговорок. Вспоминайте скороговорки, повторяйте их с ребенком по очереди. Соревнуйтесь, кто быстрее и четче сможет их произнести

Для повышения скорости чтения

«Бросок-засечка»

Услышав слово «бросок!» ребенок приступает к чтению. Услышав слово «засечка», он закрывает глаза и откидывается на спинку стула, отдыхая.

способы улучшить у ребенка технику чтения Через 4-5 секунд снова дайте команду «бросок». Ребенок должен найти глазами в тексте место, откуда он закончил читать. Руки при этом лежат на коленях, чтобы не было соблазна, удерживать пальцем последнее прочитанное слово.

Чтение в ритме скороговорки

В течении полуминуты текст должен читаться максимально быстро — как мы проговариваем скороговорку.

Чередование знакомого-незнакомого текста

Для повышения скорости чтения есть еще одно хорошее упражнение. Ребенок должен несколько раз прочитать какую-то часть текста. Читать знакомый текст будет уже проще и соответственно получится быстрее.

В очередной раз скажите ребенку, что необходимо читать дальше, переходя на незнакомую часть текста. Взятый на знакомом тексте быстрый темп чтения перейдет и на незнакомый отрывок. Долго такая скорость не продержится, но регулярные тренировки помогут повысить скорость чтения за достаточно быстрый срок.

В целом, упражнений, нацеленных на тренировку техники чтения, существует очень много. Если вам удастся заинтересовать ребенка, результат придет очень быстро.

Общие рекомендации для родителей

Профессор И.Т. Федоренко, исследуя проблему повышения скорости чтения у детей, отметил самый главный и значимый фактор, приводящий к успеху. В занятиях главное — регулярность и посильность.

способы улучшить у ребенка технику чтения Вот еще несколько полезных рекомендаций, которые помогут улучшить технику чтения вашего малыша:

Проводите несколько коротких занятий вместо одного длинного

Если ребенку трудно дается чтение, то длительные занятия будут вызывать у него усталость и негативную реакцию. Проведите три занятия, но короткие. Не давайте ребенку уставать, вызывайте у него интерес и положительные эмоции от чтения.

Общайтесь с ребенком в письменном виде

Пишите малышу маленькие записочки и письма, провоцируя его на написание ответа.

Устраивайте конкурсы и соревнования - подогревайте интерес

Прочитал книжку — наклейка на плакате. Несколько наклеек — приз (поход в кино, совместное развлечение, только не деньги). Проверяя скорость чтения ребенка, обязательно подчеркните, что в прошлый раз он прочитал на столько-то слов меньше, а теперь добился таких отличных результатов!

В процессе такой игры возникает желание добиться результата, стимулируется интерес к занятиям.

Не заставляйте читать «из-под палки»

Негативное отношение не принесет никакой пользы. Такой подход, напротив, лишь усугубит проблему.

Несомненно увлечение ребенка книгами, любовь к чтению прививается именно дома, в семье. Рассказывайте о любимых книгах, читайте вслух, вместе, по очереди. Главное — оказывать ребенку поддержку и помощь. А результат придет. Все вложенные усилия обязательно окупятся.

otvetprost.com

Статья (2 класс): !0 волшебных способов как повысить технику чтения у обучающихся начальных классов?

10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не .......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим .......

Юк-юк-юк — поломался наш ......

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

nsportal.ru


Смотрите также


Семья

Семейные отношения
Каждая отдельная семья являет собой определенную социально-психологическую группу, которая в свою очередь складывается на основе интимных и исключительно доверительных отношений между двумя супругами, а также родителями и детьми. Её общая социальная активность, структура, а также составляющая нравственно-психологическая атмосфера напрямую зависят не только лишь от общих условий и установленных закономерностей, но также от тех довольно специфических обстоятельств, в которых формируется семья, а также живёт и в полной мере функционирует.
Рождение ребенка – испытание на прочность всей семьи
В сказках, как известно, все невзгоды героев заканчиваются свадьбой. А в жизни со свадьбы все только лишь начинается.

Опрос

Полезный для Вас наш сайт?

Да
Нет
Очень полезный
Ничего интересного
Мне все равно