Модные тенденции 2011 специально для круглых животиков
Будущие мамы – это прежде всего женщины! А практически любая женщина очень хочет постоянно хорошо выглядеть. Если округлившийся живот уже не влезает в Вашу обычную одежду, то пришло время подумать про смену собственного гардероба.

Каждый школьник знает какие трудности вызывает написание слов


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

11 Класс (2010-2011 учебный год)

1. Нормы русского языка.

1. Исправьте грамматические ошибки в приведённых примерах.

А) Мать любила и гордилась своим сыном.

Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.

В) Мемориальный памятник установлен на площади.

Г) С ним произошёл неприятный инциндент.

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е. Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.

Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:

Опека, афера, челн, новорожденный.

3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте.

  1. В каких словах ударение падает на последний слог?

Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

5. Вставьте пропущенные орфограммы согласно литературным нормам русского языка.

Беспреце…дентный инци…дент.

В полицейском участке и…дентифицировали скомпроме…тировавшего себя дебошира. Он оказался воспитателем детского сада. «Странная нынче конъю…ктура, - конста…тировали в полиции. – Воспитатели – не наш контингент».

2. История русского языка.

1. Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.

«Летось погода дивная живёт: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).

А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?

Б) Почему дождь «летит», а не «идёт»?

2. Сравните в приведённых предложениях употребление слов год и година. Существенно ли различаются эти однокоренные слова в сфере употребления? Какова дальнейшая судьба этих слов? Приведите примеры.

А) «Приде год ея, егда же родить отроча» (Остромирово Евангелие).

Б) «Приде година да прославится Сынъ Человечьскыи» (Остромирово Евангелие).

  1. В нашем языке много «парных слов»: сторож – страж, Млечный – молоко, дерево – древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.

Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.

3. Язык художественных произведений.

  1. Прочитайте фрагмент стихотворения П. А. Вяземского:

Бог ухабов, бог метелей,

Бог просёлочных дорог,

Бог ночлегов без постелей,

Вот он, вот он, русский бог.

1854 г.

Какая русская поговорка, отразившая типично русское, народное отношение к жизни, «зашифрована» в этом фрагменте?

  1. Прочитайте фрагменты народных песен и сказаний.

А) Оторвался твой добрый конь

От того столба малинова.

Б) На берегу лес

Все малинов.

Что обозначают подчёркнутые краткие имена прилагательные? Какую эстетическую функцию они выполняют?

  1. Определите, какими средствами создаётся языковой каламбур в приведённых ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?

Расчёт короток мой с тобой:

Ну так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

( «Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж? – «По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь»

(А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»).

studfile.net

Я работаю учителем в обычной школе и готова рассказать, что происходит за закрытыми дверями моего класса

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Учитель учителю рознь. К одним и через 20 лет периодически заходят ученики, а других хотят поскорее забыть, как страшный сон. Некоторые родители уже боятся отпускать своих детей в школу, но педагогам тоже не всегда приходится сладко.

Для AdMe.ru я откровенно расскажу, с чем мне пришлось столкнуться за время моей работы в школе, и покажу изнанку будней молодых учителей.

Начало работы

Я окончила факультет иностранных языков и, конечно, мечтала ездить за границу и там переводить какие-нибудь конференции. Но после университета удалось устроиться переводчиком в офис и параллельно преподавать на курсах английского. Второе занятие доставляло мне намного больше удовольствия, и со временем я решила попробовать свои силы в школе.

Вначале у меня была неполная занятость и зарплата ₽ 20–25 тыс. за 18 рабочих часов в неделю. Вопреки стереотипу о том, что учителя мало зарабатывают, я была приятно удивлена, когда на 2-й год работы зарплата выросла раза в 2. А на 3-й год еще. Не знаю, как в других городах, но в Санкт-Петербурге, работая 5 дней в неделю с 9:00 до 15:00, можно получать ₽ 50–60 тыс., даже если ты молодой педагог. Кроме того, после уроков можно заниматься репетиторством, если твой кабинет не занят, — на это все закрывают глаза.

Если хочешь обновить кабинет, то будь добр идти на ковер к директору

Например, если хотите получить новые стулья или дополнительное оборудование, то нужно приготовиться выпрашивать и выбивать их себе. Я так делать не люблю, поэтому до сих пор работаю без проектора и интерактивной доски, хотя у особо активных преподавателей кабинеты очень хорошо оборудованы. У каждого учителя есть свой компьютер, может, старенький, но вполне рабочий.

Наш лицей полностью перешел на цифровое ведение документации — это удобно: забиваешь темы уроков, оценки, домашние задания. Там есть информация о каждом ребенке. Можно написать сообщение родителям конкретного школьника, если есть необходимость, и обосновать низкую оценку.

Некоторым учителям электронный журнал дается с трудом, и они по привычке ведут тетрадки, а в конце четверти все переносят в компьютер. Лайфхак для тех, у кого есть бумажные журналы: нужно пользоваться одной и той же ручкой с бледно-синей пастой — как правило, ее терпеть не могут ученики. Это выручает, когда особо отличившиеся ребята сами ставят себе оценки.

Учитель больше не ставит оценки за четверть

www.adme.ru

Откровенный рассказ Евгения Гришковца о том, как ему было тяжело учиться в школе с дислексией

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Немногие люди могут сказать про школу, что это были самые лучшие и беззаботные годы в их жизни. Помимо больших нагрузок, у каждого школьника хотя бы раз было недопонимание или, того хуже, натянутые отношения с педагогом. А если речь идет о ребенке с дислексией, то обучение превращается в страдания и игру на выживание.

Дислексия — это специфическая неспособность к обучению, проявляющаяся в проблемах с чтением, часто сопровождается дисграфией (нарушение процесса письма — прим. AdMe.ru). Дислексики заменяют звуки и слова, пропускают буквы. Также может отсутствовать понимание прочитанного. Родители, распознав у ребенка такую особенность развития, должны помочь ему ее принять и научиться с ней жить.

Евгений Гришковец — российский писатель, драматург, режиссер, доказавший на собственном опыте, что дислексия не преграда на пути к профессии, связанной со словом. Он поделился с AdMe.ru воспоминаниями о том, как ему училось с дислексией в обычной советской школе, а также рассказал, как сейчас он помогает своим дочерям с такой же особенностью развития преодолеть трудности в учебе.

Это не лень, а дислексия

Я пошел в школу в 1974 году в Ленинграде. Я был приезжим мальчиком из Сибири, и это всем вокруг было хорошо известно. Ленинград тогда был особенно чувствительным городом: приехавшим, тем более из Сибири, было тяжело. Я читал хуже и медленнее всех. Учительница понимала, что я не идиот, но думала, что я очень ленивый.

Она была жесткая и безжалостно ставила мне плохие оценки. Писал я с большим количеством ошибок и медленнее всех. У меня были красивый почерк и хорошая память, я лучше всех рассказывал или пересказывал. Но я никогда не успевал, никогда не укладывался в нормативы — это было очень тяжело.

Родители не понимали, что со мной происходит. И мама, и папа учились блестяще. Поэтому, когда я приносил двойки, я слышал: «Этот учебник написан для среднего идиота. Почему же ты с этим не справляешься?» Я чувствовал себя хуже среднего идиота — это было унизительно. Чтобы добиться минимальных результатов, мне нужно было учиться через скрип зубов.

Мои родители этого не видели, потому что просто не знали, что может быть причиной. Меня никогда не водили ни к каким специалистам. Они тоже думали, что я умный, но ленюсь. По всем основным предметам — алгебра, геометрия, физика и русский язык — у меня тройки в аттестате.

Не укладывался в нормативы по чтению — спасала отличная память

Когда мне было 9 лет, я вернулся обратно в Кемерово. И учителя, и одноклассники обращали на меня внимание, потому что я был мальчиком, который пожил в большом городе. И что же? Все же ждали мальчика из Ленинграда, а он читать не может! Тут мне, правда, чуть больше повезло: учительница была внимательнее и сердобольнее, чем в ленинградской школе. Но я все равно не мог сдать ни одного норматива по чтению. Я не укладывался в нужное время — один-единственный в классе.

Потом учительница, не понимая, почему так происходит, тайком давала маме текст для чтения. Я быстро выучивал его наизусть и изображал, что читаю, чтобы сдать норматив. Я много мотался по разным школам, но мы жили на окраинах — и это были плохие школы. Однажды, например, меня перевели в школу с английским уклоном, где дети с 3-го класса изучали язык, а я был на уровне «the table» и «May I come in?».

Я выходил вечером во двор с карточками, по которым часами заучивал слова. Еще я столкнулся с тем, что не запоминаю, как пишутся слова в английском языке. Когда у нас начались уроки так называемого технического перевода, я единственный из класса не мог освоить клавиатуру. Это получалось даже у тех, кто потом пошел в ПТУ! Я не мог — и все.

Только в 25 лет я осознал, что происходит

www.adme.ru

10 ошибок учителя на уроке. Типичные ошибки учителей в работе

У всех учителей есть плохие дни, все учителя совершают ошибки. Это свойство людей! Мы не железные и держать себя в постоянном напряжение не только невозможно, но и просто вредно. Тем не менее, учитель – это одна из самых ответственных должностей в мире, и держать себя в глазах детей на высоком уровне – ваша задача.

Мы подготовили список из 10 вещей, которые не стоит делать на уроке. Он поможет вам не наступать на грабли, проверенные многими учителями, а также вернуть урок в нужное русло, если что-то вышло из-под контроля.


№ 1. Терять самообладание 

Потерять самообладание – это катастрофа. Кричать на класс (хотя, думаю, у каждого в памяти есть такой пример) – это катастрофа. Если бы мы отправились в Азию, где проявление сильных негативных эмоций – нонсенс, сорвавшегося учителя не ждало бы ничего хорошего. Да, у всех есть плохие дни, когда накопившаяся усталость дает о себе знать, а раздражение рвется наружу, но ваша задача – сохранить самообладание, бороться за него до последнего. Вы же не хотите, чтобы дети запомнили вас кричащим или плачущим? 

Так что, если вы чувствуете, что пар вот-вот начтет валить из ушей – на минуту выйдите из класса, абстрагируйтесь от ситуации или сосчитайте до ста. А дома посмотрите статью "Как успокоить нервы?" 


№ 2. Терять контроль

Одна вещь, которую вы никогда не получите обратно, если потеряете, – это контроль. Не позволяйте школьникам какого бы возраста они ни были брать урок под свой контроль или ходить по классу (если того не подразумевает программа). Если урок станет неуправляемым – он перестанет быть уроком. Да, иногда школьник может чрезмерно возбудиться – громко кричать или спорить. Помните: даже если его ответы верны, никакого поощрения последовать не должно. Вам необходимо вернуть отличившегося персонажа в рамки приличия.  Дети должны уважать вас. Если же вы слишком пассивны или не смогли установить границы, то в какой-то момент точно потеряете контроль. Есть очень простая стратегия, которая работает как с детьми, так и со взрослыми: договоритесь о знаках. Создайте сигнал, по которому класс будет понимать – действуют они или молчат. Некоторые популярные варианты: поднять руку, хлопнуть, махнуть рукой, призывая к тишине (куда лучше, чем кричать: "Ти-и-и-хо!"). Подобные сигналы работают благодаря эффекту домино: если им будут следовать несколько учеников, за ними повторят остальные.  

№ 3. Тонуть в кипах бумаги

Слишком много бумаги – заданий, тестов, наглядных пособий –  это не очень хорошая идея. Ученики должны принимать активное и вовлеченное участие в уроке. Вам нельзя держать их сидящими без дела, равно как и заставлять выполнять скучную работу – например, десятистраничное задание по грамматике. Традиционный и негативный формат советского урока, когда учитель в начале выдает: "Открываем 4 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка" – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.  Используйте доску, взаимодействуйте с детьми и никогда не полагайтесь на бумагу, выполняя свою работу!

№ 4. Обедать 

Коллеги, вы удивитесь, но как много учителей приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Угощать детей в начальных классах или выпить чашку кофе на первом уроке – еще допустимо (хотя я не советую), но достать плов в баночке, пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша.

№ 5. Не прикипать эмоционально

В зависимости от обстоятельств, вы можете легко перейти на слишком эмоциональный уровень общения с вашими учениками. Я говорю про взаимопонимание и уровень "открытости". Да, это правда, что вы должны общаться с классом человечно, но будьте осторожны. Вы в первую очередь учитель, установите определенные границы, чтобы не слишком зацикливаться на проблемах учащихся. Вы можете помочь советом по личному делу, но во внеурочное время. Мне мои учителя очень помогали как с выбором профессии, так и с проблемами в подростковом возрасте, но делать это прямо в середине урока – нарушение личного пространства всего класса.

Эксперты Национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ ("Рыбаков Фонд") советуют наставникам – взрослым людям, работающим с подростками, находящимся, например, в трудной жизненной ситуации, не "прикипать душой" к детям. Дело в том, что задача наставника и ваша как учителя – передать опыт, решить конкретную задачу, дать знания и навыки.

 Если вместо этого вы расчувствуетесь и будете смотреть на ситуацию не объективно, жалея ребенка, ничего хорошего из коммуникации не получится. Да, трудному подростку нужен рядом значимый взрослый, которого можно уважать, на кого можно будет опереться. Но опираются на твердую стену, отнюдь не на шатающуюся плакучую иву.



№ 6. Все время сидеть 

Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или ходить на протяжении всего урока. Я ни в коем случае не призываю к подобной практике. Просто стоит помнить: сидя слишком долго можно заработать профессиональную травму в виде болящих суставов или сосудов. Тем более, сидеть все 45 минут просто-напросто скучно и не позволяет вам взаимодействовать с классом. Физкультминутки хороши не только для учеников, они обязательны и для педагога

№ 7. Некорректно шутить 

Это очевидно, что учитель никогда не должен издеваться над коллегами или высмеивать студентов. Но, увы, иногда то, что кажется безобидной шуткой или комментарием, может очень сильно ранить ребенка или уронить чувство собственного достоинства. 
  
Использовать юмор в классе нужно и можно, но это самый настоящий талант.

Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно – в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.


№ 8. Опаздывать 


Опоздание – большая проблема всех школьников и студентов. Вам как учителю очень важно моделировать поведение, которое вы хотите получить в итоге, личным примером. Опаздывать редко или заскакивать в класс спустя 15 секунд после звонка – это не проблема. Задерживаться в классной комнате на минуту, забирая журнал и давая ученикам время собраться, – тоже не проблема. Но хроническое опоздание обязательно станет поводом для юных умов решить, что опоздание приемлемо и для них. Будьте пунктуальны, насколько возможно, и, опаздывая, обязательно приносите извинения студентам.


№ 9. Следовать только за учебником 

Учебник – это не истина в последней инстанции, это основа и помощь Вам как специалисту. Иногда учителя попадают в настоящую ловушку "обучаю всему только по учебнику". Это не только скучно и утомительно, это плохо для ваших детей. Школьники учатся, им необходима практика, взаимодействие и эксперименты. 

Если вы сосредоточитесь только на том, что диктует книга, не привлекая дополнительных материалов, – мотивация к образованию будет потеряна.

Да, учебник представляет собой руководство и может предложить вам идеи о порядке тем и структуры урока. Но, пожалуйста, убедитесь, что вы подключаете свой собственный талант к процессу. На уроках истории больше источников! На уроках литературы – больше книг и иллюстраций! На физике и химии – опытов и видео!


№ 10. Выбирать любимчиков 

Это нормально, если у вас есть ваши любимые ученики, но только если вы не упрощаете им задачу и не поощряете так, как никого другого из класса. Просто убедитесь, что вы честны со всеми учениками вашего класса и уделяете каждому должное внимание и похвалу (детям она очень нужна, помните!). Если вы будете давать поблажки конкретным персонажам, это сорвет любую дисциплину и будет негативно влиять на динамику в классе. 


rosuchebnik.ru

7 непривычных школьных подходов, которые заставляют многое переосмыслить

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие справедливо связывают жизненный успех с качеством образования. Причем успеваемость зависит от манеры преподавания гораздо больше, чем от наших врожденных талантов. Международная программа PISA подтверждает это, составляя мировой рейтинг успеваемости среди 15-летних учеников. Опираясь на мнения экспертов, мы расскажем о лучшем среднем образовании, которое можно получить на этой планете.

В этой статье AdMe.ru выяснил, в чем заключается секрет блестящего образования, на примере 7 самых успешных школ в мире.

1. Сингапур: добро пожаловать в реальность

Сегодня сингапурское образование признается лучшим в мире. Обвиняя Сингапур в излишней строгости и большом давлении на детей, другие страны тем не менее изо всех сил стараются разгадать тайну такого впечатляющего успеха.

В первую очередь сингапурские учителя стремятся дать школьникам максимально практические знания, связанные с будущей профессией, положением на рынке труда и реальной жизнью вообще. Этот принцип лег в основу как стандартных, так и престижных школ. Так, в Институте Раффлза, старейшей школе Сингапура, ученикам дают возможность убедиться в «правильности» выбранной профессии. Школьники, имеющие мечту стать ветеринарами, проходят практику при зоопарке, занимаясь больными коровами и лошадьми, а не уходом за милыми кошечками. Ученикам довольно быстро приходится признать, что без любви к химии из них не получится врача, а карьера художника часто несовместима с содержанием семьи.

Вот еще один момент: сингапурским учителям важен не столько правильный ответ, сколько уровень понимания вопроса и умение ориентироваться в материале.

2. Япония: самые здоровые дети

www.adme.ru

"Трудности, возникающие у школьников при обучении русскому языку и их причины"

Трудности, возникающие у школьников при обучении русскому языку и их причины

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало обучающихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительной числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.

Как считают психологи, психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. И отмечают следующее: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же психологическая причина. Например, невнимательность может быть следствием разных причин несформированности процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо проблем. Невнимательность может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями обучающегося (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводить к невнимательности.

А в основе таких разных трудностей обучающихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и та же психологическая причина – несформированность мыслительной операции анализа.
Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в учении и причинами, их вызывающими, делает необходимым не только хорошее понимание учителем этих связей, но для эффективного их выявления владение им специальными психодиагностическими методиками.
Необходимо отметить, что речь пойдет о дисграфии и дислексии, часто наблюдающихся у учеников. Таких детей, в большинстве случаев, мы относим к слабоуспевающим. 
Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по определению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется   традиционным способом работы со слабоуспевающими обучающимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.

Совершенно очевидно, что эффективная помощь  таким  обучающимся может быть оказана  только совместной работой учителя и психолога (а иногда и логопеда). Лишь этот «союз» приведёт к устранению возникших у обучающихся в процессе обучения трудностей.
Совместная разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с детьми, имеющими такие трудности. Работа должна проходить как минимум в два этапа. 
На первом этапе, имеющем  диагностическую направленность, на дополнительных занятиях психолог  предлагает детям  специальные задания не учебного характера, с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. 
На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания уже учитель может использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии обучающихся.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю надо иметь достаточно развёрнутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у обучающихся в процессе обучения. Необходимо  перечислить возможные причины, в том числе и психологические, лежащие в основе этих трудностей, и указать на способы психологической диагностики и устранения выявленных недостатков. 
Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;

  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни.
Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Если у ребенка нарушен речевой слух (фонематическая дисграфия и дислексия), то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. 
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

Неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга «отвечает» за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). 
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале (оптическая дисграфия и дислексия). Пример: «С» и «З» открываются влево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.
Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.
Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого ребёнка чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Среди уже названных дисграфий и дислексий  (оптическая, фонематическая) выделяют ещё и кинетическую (мотрную)дисграфию и дислексию -нарушение движений глаз в процессе чтения. Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать, что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.

Литература:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня.

  2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

  3. Возрастные особенности психического развития детей // Под ред. Дубровиной И.В., Лисиной М.И. М., 1982.

  4. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 144 с.

  5. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.  – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

  6. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 2001.

infourok.ru

Ситуации для учителей "Решения ситуаций"

  1. Учитель дает 2 классу задание, а ученик Петя не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» Ваши действия.

Главными участниками здесь являются учитель и ученик, который отказывается от выполнения задания. Действие происходит в классе на уроке.

В данной ситуации главной проблемой является отсутствие мотивации ребенка. Ученик отказывается от работы на уроке.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможных причин проблемы:

- затруднение в работе из-за отсутствия тех или иных умений

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно данный вид задания слишком скучный для ребенка

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент выполнения задания

- отрицательное отношение к предмету/учителю;

- возможен конфликт с учителем;

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником

- включить ребенка в урок, т.е. сделать так, чтобы в итоге он выполнил задание

- выяснить у мальчика индивидуально, почему он не сделал задание, справиться о его состоянии

- увеличить количество видов деятельности на уроке, обеспечить более частую переключаемость учащихся;

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование слов ученика и продолжение работы с той частью класса, которая готова к взаимодействию.

Сказать, что, когда работа закончится, он первым будет представлять свои результаты.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

1.Для того, чтобы быстро успокоить ученика и вернуть рабочую обстановку в классе, можно предложить ученику альтернативное задание для индивидуальной работы или работу в паре, либо предложить выполнить задание, но в более творческом варианте (если у ребенка есть к этому склонность), например сказать: «Я помню, как замечательно ты рисуешь. Может быть, ты подготовишь нам небольшую зарисовку по этой теме». Или можно предложить данному ребенку выступить экспертом по данному заданию. Ему предлагается оценить ответ учеников, но чтобы его оценить, он должен сам выполнить данное задание. В случае если альтернативное задание дать нельзя, нужно постараться объяснить учащемуся, почему учитель считает важной работу над выполнением задания. Существует также более долговременное решение педагогической задачи: объяснить обучающемуся после уроков, что он поступает неправильно, его поведение может сорвать урок.

2.Чтобы выявить причину данного поведения ученика, следует на перемене или после уроков поговорить с обучающимся, узнать, почему он не хочет выполнять задание.

3. Если в таком поведении ребенка виновата усталость или плохое самочувствие, то нужно справиться о физическом и моральном состоянии ребенка, в случае, если ребенок чувствует себя плохо, обратиться к медсестре. Чтобы на уроке учащиеся не уставали, следует разнообразить учебный процесс, вносить в урок игровые приемы, разнообразить виды деятельности, чередовать устные и письменные задания, добавлять творческие, интерактивные упражнения, использовать физминутки.

Аргументация собственной позиции:

Опираясь на собственные наблюдения, могу сказать, что многие учителя реагируют резко на подобное поведения ученика. Начинают ругаться, угрожать поставить плохую оценку, т.е. 2. По мне данный вариант является не действенным. Поэтому я бы поступила иначе. Я считаю, что необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Наиболее рациональным решением будет предложение альтернативного, творческого задания учащемуся, либо предложение работать в паре. Это быстрое решение, и оно используется, чтобы класс не отвлекался от выполнения задания, не обращал внимания на этого ученика. Затем после урока я бы индивидуально поговорила с этим учеником, постаралась бы объяснить, что он не прав, так как не только нарушает дисциплину во время урока, но и подает своим одноклассникам плохой пример, ведь ученики в младшем школьном возрасте еще во многом копируют поведение друг друга и могут не разобраться, что хорошо, а что плохо. В разговоре я постараюсь помочь ученику справиться с возможными переживаниями, которые спровоцировали его плохое поведение. Если обучающийся не захочет рассказать причину, по которой он себя так повел, то следует обратиться к его родителям, рассказать им о случившемся и вместе продумать дальнейшие действия.

Для поддержания педагогического авторитета, на уроках я бы использовала задания для сплочения коллектива, различные игры, направленные на формирование регулятивных качеств личности. Это бы способствовало развитию доброжелательных качеств по отношению к другим людям, развитию понимания, умению прислушаться к просьбе взрослых и сверстников. В закрепление можно провести классный час на тему: «Как надо разговаривать со взрослыми» или «Кто такой вежливый человек?», чтобы закрепить понятие вежливости с учениками.

2. В первом классе учительница заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывает беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Наконец, в день, когда пропала очередная ручка… Ваши действия.

Главными участниками этой ситуации являются учитель и ученики класса, в котором происходит пропажа разных вещей.

В данной ситуации главной проблемой является недостаточная сформированность нравственных качеств

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможных причин проблемы:

· Зависть;

· Незнание норм поведения;

· Нелепая шутка, после которой ребёнок забывает вернуть вещь;

· Нехватка материальных средств семьи;

· Возрастные особенности

- особенности семейного воспитания;

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учениками

· Создать условия для прекращения краж

· Продолжить формирование детского коллектива, то есть сформировать коммуникативные и коллективные нравственные качества личности.

· Создание доброжелательной обстановки в классе

· Диагностические беседы

· Проведение классного часа

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

1. Уведомить учеников о том, что в классе происходят кражи;

2. Создать «волшебную коробочку» и рассказать о ее функциях;

3. Использовать прием «растущая спичка»: раздать детям спички (без головок) и сказать, что у того, кто взял чужие вещи, спичка вырастет; Для проверки подходить к каждому и просить показать его спичку.

4. Повторить нормы поведения;

5. Усилить контроль за учащимися, отношениями в классном коллективе;

6. Сообщить родителям

7.Если ребенок случайно взял чужую вещь, то пусть положит ее в бюро скорых находок

8.Предложить детям выделить "сыщиков" в классе, кто будет искать пропажи

Решение:

Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указаниям педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах. Потому я считаю хорошим методом использование способа решения с приемом «растущая спика», когда учительница раздает ученикам по спичке и просит, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого уверенно и громко сказать, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую вещь. Во многом даже реакция ребенка на это сообщение может показать, что пропажи его рук дела.

http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st055.shtml

3. Учительница 2 класса на уроке математики зачитала отметки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку. В последнем примере 51 – 1 = 50 её ответ был зачеркнут красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учительнице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ". Ваши действия.

Выделение проблем(ы): ученица публично указала на ошибку учителя. Очевидно, учительница подумала, что признание собственной ошибки подорвет ее педагогический авторитет.

Определение возможных причин проблем(ы)

- ученица увидела ошибочно выставленную отметку и, желая восстановить справедливость, указала на это учителю. Девочка проявила детское прямодушие, не думая о последствиях своих слов. Ученица приложила усилия, старалась правильно выполнить задания контрольной работы.

- также среди возможных причин могут быть: незнание норм поведения;

- возрастные особенности младшего школьного возраста;

Формулировка педагогических задач

-восстановить доверительные отношения с ученицей;

-формировать коммуникативные, регулятивные, нравственные качества учащегося.

-воспитывать тактичность у учащихся, сдержанность, умения управлять своими эмоциями.

-

Выбор способов решения педагогических(ой) задач(и)

Одно из решений: проигнорировать ребенка или сказать, что ничего менять не будете – является абсолютно не эффективным, так как это не решает проблему, а может только усугубить ситуацию. Это решение нельзя использовать, так как оно может ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя:

Эффективными способами решения в данном случае были бы:

- сохранить доброжелательный стиль общения с ученицей

- извиниться перед ученицей и исправить свою ошибку и отметку, так как нельзя оставлять без внимания эту ситуацию. Следует сказать ученикам, что всем людям свойственно ошибаться, и учитель очень рад, что ученики так внимательны.

- повторить нормы поведения (обсудить, что бывают разные ситуации, при которых нужно вести себя спокойно, так сказать держать себя в руках, а любой затруднительный вопрос можно решить индивидуально, не выставляя перед всем классом)

-

Аргументация собственной позиции в выборе способов решения

Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная учеником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

Умение учителя признавать свою ошибку скорее положительно скажется на отношении ученицы к самому учителю и процессу обучения. Это важно еще и для сохранения доверительных отношений в системе учитель-ученик, поддержания положительной учебной мотивации и т.д.

Можно решить ситуацию, используя чувство юмора или просто поблагодарить ребенка за внимательность и, конечно, исправить ошибочно поставленную отметку.

Продолжение работы – можно поручить хорошо знающей материал и внимательной ученице роль консультанта в групповой работе на уроке.

4. Звенит звонок на урок. Учительница заходит в свой 1 класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг неё столпились одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» - дети наперебой рассказывают, что Таня не хочет угостить их виноградом. Ваши действия.

Главными в данной ситуации будут ученики класса, которые пытаются отнять виноград и их одноклассница, которая пытается закрыть этот виноград от класса.

Выделение проблем(ы)

В данном случае проблема касается формирования взаимоотношений учащихся классного коллектива, предупреждения негативных тенденций в нем.

Определение возможных причин проблем(ы)

в силу возрастных особенностей и недостаточности опыта взаимодействия они проявляют нетерпение, желание получить лакомство независимо от нежелания одноклассницы делиться; девочка не хочет делиться, возможно, из-за отсутствия такой привычки (очевидно, из-за особенностей семейного воспитания).

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможных причин проблемы:

- отрицательные отношения со сверстниками

- жадность

-

Выбор способов решения педагогических(ой) задач(и)

Необходимо начать анализ с формулировки педагогических задач по работе с классом (формирование коммуникативных, регулятивных, нравственных и др.качеств и компетенций учащихся, установление благоприятного микроклимата идоброжелательных отношений в коллективе класса, сплочение коллектива класса, профилактика и предупреждение негативных тенденций - проявление негативизма, травля ребенка-изгоя, личностная деформация и т.п.).

Необходимо также спланировать работу с родителями по вопросам особенностей формирования нравственных качеств детей в семье и в школе.

Путей решения может быть несколько: например, совет убрать виноград и не приносить с собой, т.к. другим ребятам тоже захочется полакомиться. Или учитель может указать детям, что такое поведение недопустимо (воспитанные люди себя так не ведут), это опасно – можно подавиться ягодой, толкаться в классе травмоопасно и т.д.и запретить детям так себя вести, оставить девочку в покое и, если она сочтет нужным, то подлеится.

Аргументация собственной позиции в выборе способов решения

Принимая во внимание стоящие перед учителем-классным руководителем задачи, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, на основе предположения о причинах поведения детей, можно предложить следующее решение:

Нужно остановить детей и прекратить происходящее, чтобы девочка чувствовала, что ей сопереживает учитель и понимает ее чувства, а затем сказать: «Ребята, я думаю, что Танюша хотела вас угостить, но думала, что на перемене вы не все будете в классе. А теперь давайте сядем за свои парты, а Таня попробует в спокойной обстановке угостить вас. А мы с вами вспомним, как надо благодарить ее за угощение».

Можно продолжить этот способ решения: «А дома подумайте, что можно отблагодарить одноклассницу и так же угостить своих товарищей каким-нибудь лакомством». Не откладывая, на следующий день учитель может принести угощение в класс и показать пример, иллюстрируя свои слова, и показывая, что делиться приятно.

Дальнейшая работа – родительское собрание с обсуждением проблемы дружбы детей, формирования нравственных качеств личности в семье и в условиях школы, о проблемах формирования классного коллектива…

Можно также провести классный час «Настоящий друг» и т.п.

5. Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она споткнулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испуга оцепенела, а потом горько заплакала. Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Как следует поступить педагогу в такой ситуации?

С ученицей произошла неприятная ситуация, в столовой Юля убирала посуду и споткнувшись, разбила тарелку и стакан, из-за чего сильно расстроилась.

В данной ситуации главной проблемой является поведение девочки в стрессовой ситуации. Девочка не знает, как реагировать на произошедшие обстоятельства и нуждается в поддержке взрослого.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможных причин проблемы:

- невнимательность, рассеянность, усталость

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент нахождения в столовой

- в младшем школьном возрасте трудно концентрироваться на нескольких действиях сразу

- сильное волнение

- отсутствие стрессоустойчивости (ребенок еще не сталкивался с подобной ситуацией)

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником

- успокоить ребенка, объяснить, что ничего страшного не произошло

- выяснить у девочки, как она себя чувствует, возможно ребенок устал

- оповестить родителей о произошедшей ситуации

- провести с классом консультативную беседу на тему поведения в стрессовых ситуациях

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование ученицы.

Повышение голоса на ученицу.

Оповещение класса в форме выговора ученицы, что она разбила посуду.

Отругать ученицу за разбитую посуду.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

Учитель должен успокоить ребёнка, сказав, что ничего страшного не произошло, что в жизни бывают разные ситуации, а то, что случилось с девочкой – случайность и произошло не по ее вине. От такой случайности никто не застрахован. Даже взрослый человек может в неё попасть. И нужно научиться правильно выходить из этого положения. Нужно постараться показать девочке, что нет безвыходных ситуаций, что лучше принимать решения не нервничая, а в спокойном состоянии. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, ведь девочка не разбивала посуду специально, для нее эта ситуация также неприятна, как и для учителя. Но учитель, являясь человеком более опытным, должен быстро среагировать и не дать ребенку так сильно расстраиваться. При этом ученица должна понимать, что пусть ее и не ругают за произошедшее, но, если бы она разбила посуду специально, был бы совершенно другой исход.
На такие непредвиденные случаи в классе у родительского комитета есть "фонд класса", куда поступают деньги от родителей учеников. Родительский комитет может выделить деньги по покупку одной тарелки и одного стакана. Эта фонда класса эта сумма очень незначительна, но сам поступок будет оценен ученицей, как знак поддержки всего класса.
Так же администрация школы может решить этот вопрос, списав разбитые предметы. Следует провести с классом консультативную беседу, во время которой можно разобрать несколько ситуаций на развитие стрессоустойчивости. Для закрепления можно попробовать провести с классом тренинги, используя упражнения, в которых будут задействованы все ученики класса, и в которых они смогут взаимодействовать друг с другом, поправлять и направлять движения товарищей, подсказывать, как поступить правильно и почему. Такие занятия скрепляют детский коллектив, дают возможность каждому показать себя, самостоятельно продумать план действий, спрогнозировать реакцию на какую-либо ситуацию.

Аргументация собственной позиции:
Я считаю, что наиболее рациональным в данной ситуации будет сначала успокоить ребенка, постараться поднять девочке настроение, сказать, что разбитая посуда это маленькая неприятность, которая не должна испортить чудесный день. Сказать, что данная проблема вполне решаема, не нужно сильно расстраиваться, а в следующий раз постараться быть внимательнее, аккуратнее. Следует оповестить родителей о том, что произошло с их ребенком, чтобы в домашней обстановке они могли подбодрить девочку, помочь ей справиться со стрессом, рассказать, были ли они в подобной ситуации.

Затем учителю следует решить вопрос с администрацией школы о списании разбитых предметов, либо о выделении суммы на покупку их из фонда класса с согласия родительского комитета класса. Данная ситуация должна стать воспитательным уроком и для детей, и для учителя.

6. Один из учеников впервые не сделал домашнее задание. Причем, учитель узнал об этом только тогда, когда попросил тетради на проверку. На вопрос учителя «Почему ты не сделал задание?», учащийся пробормотал что-то невнятное. Учитель простил ученика с условием, что тот выполнит задание на следующий урок. На следующий день ученик опять пришел без домашнего задания. Учитель попросил у ученика дневник для записи замечания. Ученик выбежал из класса, громко хлопнув дверью. Ваши действия.

Главными участниками здесь являются учитель и ученик, который отказывается от выполнения домашнего задания. Действие происходит в классе на уроке в течение двух дней.

В данной ситуации главной проблемой является отсутствие мотивации ребенка, негативное отношение к процессу обучения. Ученик отказывается от выполнения домашней работы.

При рассмотрении данной педагогической ситуации можно определить несколько возможных причин проблемы:

- затруднение в выполнении домашней работы из-за отсутствия тех или иных умений

- отсутствие интереса к выполнению работы, возможно данный вид задания слишком скучный для ребенка

- отрицательное физическое или моральное состояние учащегося на момент выполнения домашнего задания

- отрицательное отношение к предмету/учителю;

- возможен конфликт с учителем;

- сложные обстоятельства в семье;

Учителю следует решить такие педагогические задачи, как:

- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником

- включить ребенка в учебный процесс, т.е. сделать так, чтобы в итоге он выполнил домашнее задание

- выяснить у мальчика индивидуально, почему он не сделал домашнее задание, справиться о его состоянии

- добавить больше творческих заданий (сочинения, синквейн, рисунок, кластер-схема)

- провести консультативную беседу с учениками класса на тему выполнения домашних заданий;

- поговорить с родителями мальчика о том, как он выполняет дома домашнее задание, в чем возникают трудности.

Рассмотрим несколько способов решения этих педагогических задач:

Существуют неэффективные способы решения данной ситуации. Эти решения нельзя использовать, так как они могут ранить чувства учащихся, подорвать доверительную и доброжелательную обстановку в классе, ученик не будет видеть в учителе друга и помощника и будет настроен против учителя. К неэффективным способам решения относятся:

Игнорирование ученика и продолжение работы с той частью класса, которая сделала домашнее задание.

Запугивание ученика тем, что за каждое невыполненное домашнее задание будет стоять отметка два.

Однако у данной ситуации есть и эффективные, верные, положительные способы решения:

Прежде всего нужно вернуть ребенка в класс, при этом сохраняя доброжелательный стиль общения с учеником. Следует постараться создать комфортную обстановку, чтобы у ученика не возникало желания сразу сбежать от своей проблемы.

Для того, чтобы быстро успокоить ученика и вернуть рабочую обстановку в классе, можно предложить ученику альтернативное задание для домашней работы, либо предложить выполнить задание, но в более творческом варианте (если у ребенка есть к этому склонность), например сказать: «Я помню, как замечательно ты рисуешь. Может быть, ты подготовишь нам небольшую зарисовку по этой теме». Или можно предложить данному ребенку выступить экспертом по данному домашнему заданию. Ему предлагается оценить ответы учеников, но чтобы его оценить, он должен сам выполнить данное домашнее задание. В случае если альтернативное задание дать нельзя, нужно постараться объяснить учащемуся, почему учитель считает важной работу над выполнением домашнего задания. Существует также более долговременное решение педагогической задачи: объяснить обучающемуся после уроков, что он поступает неправильно, его поведение срывает урок. И он подает плохой пример своим товарищам.

2.Чтобы выявить причину данного поведения ученика, следует на перемене или после уроков поговорить с обучающимся, узнать, почему он не хочет выполнять домашнее задание. Постараться помочь

3. Если в негативном поведении ребенка, которое выражается в поступке «громко хлопнуть дверью, выбежать из класса» виновато плохое настроение, то нужно поинтересоваться о моральном состоянии ребенка, вероятнее всего ребенок не может самостоятельно справиться с атакующими его переживаниями.

Аргументация собственной позиции:

Опираясь на собственные наблюдения, могу сказать, что многие учителя реагируют резко на подобное поведения ученика. Начинают ругаться, угрожать поставить плохую оценку, т.е. 2. По мне данный вариант является не действенным. Поэтому я бы поступила иначе. Я считаю, что необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Наиболее рациональным решением будет предложение альтернативного, творческого домашнего задания учащемуся. Затем после урока я бы индивидуально поговорила с этим учеником, постаралась бы объяснить, что он не прав, так как не только нарушает дисциплину во время урока, но и подает своим одноклассникам плохой пример, ведь ученики в младшем школьном возрасте еще во многом копируют поведение друг друга и могут не разобраться, что хорошо, а что плохо. В разговоре я постараюсь помочь ученику справиться с возможными переживаниями, которые спровоцировали его плохое поведение. Скорее всего мальчик испытывает сильные переживания и не знает, как с ними справиться, а потому моя задача как учителя направить ученика, показать ему, что не следует бежать от проблемы, нужно научиться находить решения, а самые лучшие решения приходят в головы к спокойным и уравновешенным людям. Если обучающийся не захочет рассказать причину, по которой он себя так повел, то следует обратиться к его родителям, рассказать им о случившемся и вместе продумать дальнейшие действия.

Для поддержания педагогического авторитета, на уроках я бы использовала задания для сплочения коллектива, различные игры, направленные на формирование регулятивных качеств личности. Это бы способствовало развитию доброжелательных качеств по отношению к другим людям, развитию понимания, умению прислушаться к просьбе взрослых и сверстников. В закрепление можно провести классный час или консультативную беседу о выполнении домашних заданий, поговорить с учениками о том, как они справляются с заданиями, могут ли они самостоятельно оценить свою деятельность.

infourok.ru

Ребенок плохо пишет - что делать, может ли это быть признаком дисграфии?

Современные дети учатся читать и писать, как правило, еще до школы. Если в этом возрасте малыш плохо справляется с трудной премудростью, это можно списать на возрастные особенности, хотя правильнее уже на этом этапе обратиться к логопеду.

Обычно родители начинают бить тревогу только в 1-2 классе школы, когда ребенок приносит сплошные двойки по чистописанию. Несмотря на явные проблемы с русским языком, ученик хорошо успевает по математике, которая требует больше сообразительности. В таких случаях возникает закономерный вопрос: «Возможно, это дисграфия?»

Что такое дисграфия?

Дисграфией в психоневрологии называют стойкое нарушение письма, несмотря на сохранный интеллект, слух и зрение. Довольно часто ее сопровождает дислекция, которая проявляется плохими способностями к чтению.

Ученые считают, что грамотное письмо – сложнейший вид человеческой деятельности, который состоит из нескольких этапов. Вначале мы создаем мысленный образ текста, определяем последовательность слов в предложении. Чтобы правильно написать каждое слово, нужно понимать его звуковую структуру. Следующая задача – звукам нужно сопоставить определенные буквы. Затем воспроизвести образ буквы, зрительно контролируя точность написания. Вот сколько трудных задач нужно выполнить ребенку, чтобы научиться хорошо писать.

При дисграфии происходят «поломки» на одном из перечисленных этапов обучения грамоте. В зависимости от того, какая функция нарушена, различают разные формы расстройства.

  • Фонематическая

При этом виде дисграфии ребенок с трудом пишет и читает, потому что плохо слышит звучащую речь, не может различить фонетический состав слова. Распознать такое нарушение можно по типичным ошибкам, которые говорят о том, что ребенок пишет слова так, как услышал. Например: «ножка» - «ношка», «щетка» - «четка».

Зрительная дисграфия связана с трудностью запоминания того, как выглядят различные буквы. Нарушение умения различать буквенные изображения приводит к их заменам и искажениям при письме и чтении. Например З заменяется на Э, Л на Д.

Когда ребенок читает или пишет, у него возникают зрительные затруднения. Он не может глазами удержать строчку целиком. У некоторых дисграфиков может страдать моторная функция руки во время письма.

По статистике признаки дисграфии обнаруживается примерно у трети российских младшеклассников.

Почему возникает нарушение

Дисграфия свидетельствует о нарушенной способности писать и читать, в которой задействованы различные отделы головного мозга: центры речи, слуха и моторики, логическое мышление, зрительное восприятие. Чаще всего врачи объясняют данное отклонение неравномерным развитием мозговых полушарий.

Речевой центр находится в левом полушарии, поэтому если у ребенка более развито правое полушарие, это может отразиться на овладении письмом и чтением. Эта теория подтверждается тем, что мальчики страдают дисграфией в 3–4 раза чаще девочек. Доказано, что у мужчин правое полушарие работает гораздо интенсивнее, чем левое.

Перечень факторов, которые могут вызвать подобные отклонения, довольно велик. Специалисты делят их на несколько групп:

  1. Биологические: поражения ЦНС в результате тяжелой беременности, родовой травмы, осложнения детских болезней, травм головы.
  2. Социально-психологические: педагогическая запущенность, нехватка общения, использование в семье двух и более языков, ребенок пошел в школу слишком рано, интенсивные темпы обучения.
  3. Наследственные факторы.

Как понять, что ребенок плохо пишет и читает из-за дисграфии?

Распознать диграфика можно по стойким письменным ошибкам. Его неграмотность отличается определенной спецификой, на которую могут обратить внимание родители, проверяя тетрадки. Для дисграфии характерно:

  • Застревание на одной букве: «За зомом росли момидоры» - «За домом росли помидоры».
  • Зеркальное написание букв.
  • Пропуск букв, чаще гласных: «Плох» - «Плохо»; «Девча» - «Девочка».
  • Перестановка букв: «Грекча» - «Гречка»; «То дома» - «От дома».
  • Путаница звонких и глухих согласных; заднеязычных г-к-х, сонорных р-л, свистящих и шипящих согласных.
  • Неумение передавать мягкость согласных: «Сольить» - «Солить».
  • Слитное написание слов, в частности, служебных: «Ветки березыи сосны».

Безусловно, у таких детей страдает почерк. Строчки могут наезжать одна на другую, заходить за поля. Ребенок пишет грязно, делает много помарок, а учителя жалуются, что плохо разбирают написанное.

Если к дисграфии присоединяется дислекция, ребенок может читать как бы по «догадке». При этом он часто заменяет слова близкими по звучанию, но разными по смыслу: «Богатыри» - «Богатые»; искажает окончания; переставляет слоги; пропускает или добавляет буквы.

Позиция школы 

Помимо того, что дисграфик плохо пишет и читает, он может испытывать проблемы на уроках рисования, ручного труда. Изучая иностранный язык, он путает буквы двух алфавитов, которые выглядят одинаково. На уроке математики не в состоянии правильно читать условие задачи, запоминать различные фигуры. Часто такие дети плохо ориентируются в пространстве и времени, не запоминают слова учителя, бывают несобранными, быстро утомляются.

Ситуация «хронического неуспеха», непонимание преподавателей  все это негативно воздействует на психику ребенка. У него нарастает утомление, пропадает желание посещать школу. Между тем страдающие дисграфией дети могут успешно учиться по специально разработанным методикам.

В некоторых странах, например, в Англии, нашли возможность помочь необычным школьникам и создали для них особые программы обучения. К сожалению, российская школа пока не озабочена проблемой дисграфии: нет специалистов и методик, позволяющих индивидуально работать с такими учениками. Все тяготы по коррекции навыков письма и чтения ложатся на плечи родителей.

Что делать, чтобы помочь детям с дисграфией?

Первое, что можно посоветовать родителям, столкнувшимся с подобной проблемой – не падать духом. Дисграфия поддается корректировке. Возможно, ребенку не удастся овладеть 100%-ной грамотностью, но приблизиться к идеалу вполне реально. Одним могут потребоваться месяцы, другим годы, но если настойчиво заниматься, результаты появятся в любом случае.

Без помощи логопеда родителям не обойтись. Чем раньше они найдут опытного специалиста, работающего с дисграфией, тем быстрее ребенок научится грамотно писать и читать. Суть логопедических занятий - тренировка буквенного зрения и развитие речевого слуха.

Занятия проводятся по комбинированной системе. Логопед использует речевые игры, магнитную азбуку или картинки для составления слов. Наглядные пособия играет особую роль, позволяя образно запомнить изображения букв. «С» напоминает лунный серп, «Ж» - жука и т. д. Такую наглядную азбуку полезно иметь дома и тренироваться по ней самостоятельно.

Хороший специалист обязательно порекомендует, как заниматься дома. Вот примеры упражнений, которые помогут ученику быстрее компенсировать дисграфию:

  1. В любом предложенном тексте ребенок должен вычеркнуть указанные буквы. Начните с одной гласной, затем переходите к согласным. Например, «Зачеркни все буквы «Е», а «У» обведи». Можно давать те пары согласных, с написанием которых есть проблемы: «Р» – «Л», «Ж» – «З» и т. д. Ежедневно посвящайте этому упражнению около 5 минут. Через 2-3 месяца регулярных упражнений ребенок начнет лучше писать и читать.
  2. Полезно писать маленькие диктанты карандашом. От коротенького текста ребенок не устанет и сделает меньше ошибок (что его очень воодушевит). Диктуйте простые тексты около 200 слов. Проверяя, не перечеркивайте ошибки, а просто делайте пометки на полях ручкой любого цвета, кроме красной. Затем дайте школьнику найти ошибки и исправить. Ребенок просто стирает неверный вариант и пишет правильный. В результате вы достигнете несколько целей: ошибки найдены и исправлены самим ребенком, а тетрадь в идеальном состоянии.

  1. Просите ученика медленно читать отрывки текстов из детских книг, напечатанных крупным шрифтом. Он должен стараться четко произносить звуки, а родители исправлять, если необходимо.

На весь срок логопедической коррекции необходимо создать ребенку режим наибольшего благоприятствования. После неодобрительных выговоров учителей и огорчений из-за плохих оценок, школьник должен почувствовать хоть небольшой, но успех. Именно этой цели подчинена суть занятий - путем маленьких побед замотивировать школьника на то, что со временем он сможет читать и писать не хуже одноклассников.

Помимо обращения к логопеду, ребенку с дисграфией сможет помочь невролог. Он порекомендует курс препаратов, которые повысят мозговую активность, улучшат память и снимут беспокойство.

Основные правила занятий

  • Попросите учителя, чтобы он не проверял у ребенка скорость чтения. Подобный вид проверки давно вызывает критику психологов, но, к сожалению, продолжает применяться в школе. Даже обычные дети испытывают сильный стресс, читая на скорость, а у наших дисграфиков от такого экзамена может развиться нешуточный невроз.
  • Не используйте принцип – читать и писать как можно больше. Лучше меньше, но регулярно. Вначале уделите больше внимания отработке устной речи, звуковому анализу слов.
  • Объемные домашние задания разбивайте на несколько частей, между их выполнением делайте паузы для отдыха.
  • Члены семьи должны следить за собственной речью, она должна быть грамотной, внятной и выразительной. Тогда и речевые способности ребенка будут развиваться быстрее.
  • Старайтесь не показывать свое недовольство от допущенных ошибок. Не ругайте за промахи, а мягко внушайте ребенку: «Со временем все получится!» Объясните малышу, что не считаете его ленивым или глупым, а ошибки возникают из-за объективных проблем, которые вы будете решать вместе.

Если дети плохо пишут или читают, это не свидетельствует об их неполноценности. Пусть им трудно овладеть письмом и речью, зато в лучшей степени развито оригинальное, образное мышление. В истории есть немало примеров, когда люди, страдающие дисграфией, становились знаменитыми учеными, политиками, художниками, в частности, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль... А подтянуть успеваемость до приличного уровня поможет тесное сотрудничество родителей, логопеда и учителей.

Мне нравится 1


Похожие посты


Оставить комментарий

mamsy.ru

когда ребенок пишет с ошибками. Здоровье школьника

Содержание:

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется... что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или "надо просто учить лучше", как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — "лучше учить". А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки... скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо "дом" пишет "дон" или "том", вместо "для" пишет "дял", вместо "кот" — "кто", вместо "пришёл" — "присёл", "белка" превращается в "блка" и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: "Девочка спряталсь вдубло". Ему продиктовали фразу: "Белочка спряталась в дупло". На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — "отдельно". Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что "плохо учатся". Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из "Матрицы", тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи "р" на "л". И пишет вместо "рома" — "лома", вместо "порох" — "полох". Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать "кошун" вместо "коршун".

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, "крабочки" — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов ("Маша бежал", "синяя пальто").

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

www.7ya.ru


Смотрите также


Семья

Семейные отношения
Каждая отдельная семья являет собой определенную социально-психологическую группу, которая в свою очередь складывается на основе интимных и исключительно доверительных отношений между двумя супругами, а также родителями и детьми. Её общая социальная активность, структура, а также составляющая нравственно-психологическая атмосфера напрямую зависят не только лишь от общих условий и установленных закономерностей, но также от тех довольно специфических обстоятельств, в которых формируется семья, а также живёт и в полной мере функционирует.
Рождение ребенка – испытание на прочность всей семьи
В сказках, как известно, все невзгоды героев заканчиваются свадьбой. А в жизни со свадьбы все только лишь начинается.

Опрос

Полезный для Вас наш сайт?

Да
Нет
Очень полезный
Ничего интересного
Мне все равно