Модные тенденции 2011 специально для круглых животиков
Будущие мамы – это прежде всего женщины! А практически любая женщина очень хочет постоянно хорошо выглядеть. Если округлившийся живот уже не влезает в Вашу обычную одежду, то пришло время подумать про смену собственного гардероба.

Сигмальные таблицы физического развития


таблица развития мальчиков и девочек

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям  ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности,  гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г),  8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится  в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании  групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат  средние антропометрические  величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и  тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы)  среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то  из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг.  Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  •  коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии  питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

http://www.youtube.com/watch?v=fFedUnKuJ2s

Индекс Эрисмана.  

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль»  Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа.  Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.

Некрасова Анастасия Михайловна

Врач-педиатр, детский кардиолог

Задать вопрос

topotushky.ru

20. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений

20. Оценка физического развития по методу сигмальных отклонений

Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. В этом случае показатели физического развития индивидуума сравнивают со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или – ) делят на среднее квадратическое отклонение (s), получая так называемое сигмальное отклонение. Так устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной воз-растно-половой группы. Последовательно определяют сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.

Такая оценка проводится по формуле: V – М / s,

где V – варианта того или иного признака; М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы; s – среднее квадратическое отклонение. При среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.

Средний рост мальчиков 10-летнего возраста равен 137 см, среднее квадратическое отклонение – 5,2 см, тогда школьник этого возраста, имеющий рост 142 см, получит оценку роста в долях сигмы, равную 142 – 137 / 5,2 = 0,96, т. е. рост школьника находится в пределах М + 1s и оценивается как средний, нормальный рост.

Данные, получаемые по каждому признаку физического развития, в сигмальном выражении могут быть представлены в виде антропометрического профиля, который выполняется графически и показывает отличия телосложения данного человека от других лиц. Этот способ применяется при динамическом медицинском наблюдении за физическим развитием детей, спортсменов, военнослужащих и других групп населения.

Для построения профиля физического развития проводят на равном расстоянии друг от друга горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Чаще всего используют 3 основных показателя: рост, вес, окружность груди. Посередине этих линий проводят среднюю вертикальную, соответствующую М данных показателей. По правую сторону от этой средней линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1s, +2s, +3s, а по левую – соответственно -1s, – 2s, -3s. По этим границам также проводят вертикальные линии.

Величину сигмальных отклонений каждого признака откладывают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно соединяют эти точки. При оценке физического развития исходят из расположения профиля.

Кроме уровня физического развития, с помощью антропометрического профиля определяют пропорциональность развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.

Метод предполагает графическое изображение основных по­казателей физического развития (длина тела, масса тела и ок­ружность грудной клетки) после предварительного сравнения их с стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены (табл.) средние арифметические значе­ния (М) каждого из указанных выше признаков для детей, а также среднее квадратическое отклонение - допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±).

Порядок оценки физического развития.

  1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со сред­ней арифметической этого признака для данного возраста и на­ходят фактическое отклонение от неё (со знаком +, если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком - в случае недостаточного развития признака).

  2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения () находят сигмальное откло­нение, которое показывает, на сколько сигм в большую или мень­шую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

Таблица 5

Стандарты физического развития детей

Возраст

Мальчики

Девочки

М

±

М

±

Длина тела (см)

5

110,0

4,86

109,5

4,44

6

116,4

5,27

115,6

5,08

7

123,76

5,88

123,2

5,49

8

128,08

6,00

127,0

5,86

9

132,1

6,19

131,4

6,36

10

137,0

6,90

137,3

7,08

11

141,2

6,82

142,4

7,10

12

146,5

7,44

148,8

7,84

13

152,4

8,44

153,6

8,70

14

158,9

8,70

157,3

6,14

15

165,0

8,54

159,0

6,02

16

169,3

8,10

160,5

6,00

17

172,0

6,78

160,7

5,62

18

173,9

6,78

161,2

4,54

Масса (кг)

5

19,4

2,48

19,2

2,68

6

21,9

3,13

21,7

3,37

7

24,7

3,88

24,5

3,98

8

27,02

4,24

26,1

4,41

9

29,1

4,86

28,8

5,20

10

32,2

5,80

32,4

6,38

11

34,8

5,74

36,9

6,82

12

37,4

6,70

39,9

7,62

13

43,0

8,10

44,6

8,34

14

48,1

8,66

49,2

7,50

15

54,3

9,22

52,0

7,30

16

58,8

8,72

54,8

6,72

17

62,7

7,54

56,2

6,83

18

64,5

8,08

56,4

6,42

Окружность грудной клетки (см)

5

56,9

3,16

56,1

3,27

6

58,7

3,62

57,7

3,70

7

61,5

4,02

60,2

3,94

8

63,6

4,22

60,9

3,42

9

66,0

3,92

63,6

4,76

10

67,0

4,30

65,7

5,28

11

68,6

3,28

68,1

5,56

12

70,2

5,06

71,3

5,82

13

74,2

5,58

74,9

6,08

14

77,6

6,08

77,9

5,50

15

80,8

6,04

79,4

5,18

16

83,6

6,00

80,9

5,12

17

85,9

5,78

81,3

5,50

18

87,4

5,14

81,0

4,84

3. Для построения профиля физического развития (рис.) на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от неё про­водят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1; +2; +3) и отрицательными влево (-1, -2; -3).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на со­ответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки со­единяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом разви­тии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуаль­ных показателей от средних стандартных величин в пределах М±1указывает на среднее физическое развитие данного инди­видуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1до -2, при низком физическом развитии от -2до -3. При физическом развитии выше среднего индивидуаль­ные показатели находятся в пределах от +1до +2, при высо­ком - от +2до +3. При этом решающим показателем для опре­деления степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, ха­рактеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладыва­ются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму - раз­витие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличает­ся от другого более чем на 2, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет мето­дом сигмальных отклонений с последующим графическим изо­бражением профиля физического развития приведен ниже.

Таблица 6

studfile.net

Оценка физического развития ребенка по сигмальным таблицам

Для оценки физического развития по
этому методу необходимо знать:

  1. показатели ребенка

  2. средние арифметические величины
    оцениваемых признаков (М)

  3. средние квадратические отклонения
    оцениваемых признаков ()

Для удобства и наглядности все ваши
действия представим в виде таблицы:

Признаки

Показатели
ребенка

М

Разница
между М и показателями ребенка

Величина
сигмального отклонения

Рост

125 см

123,79

4,74

+ 1,21

+ 0,2

Вес

25,5 кг

24,37

3,04

+1,13

+0,4

Окр. Гр.
Клетки

61 см

60,44

2,98

+0,56

+0,2

В
первую графу записываем признаки, по
которым оцениваем физическое развитие,
во вторую – показатели ребенка, в третью
и четвертую графы вносим (М) и (),
которые находим в таблице стандартов
(табл. №1). В пятую графу записываем
разницу между (М) и показателями ребенка,
для чего от большего значения вычитаем
меньшее и ставим знак (+) в том случае,
если показатель ребенка больше (М) и
(-), если показатель ребенка меньше (М).
Разницу с соответствующим знаком делим
на среднее квадратическое отклонение.
Таким путем устанавливаем на какую долю
сигмы или на сколько целых сигм показатели
ребенка отличаются от средних
арифметических величин данной возрастной
группы. По их величинам судим о степени
физического развития.

Различают
физическое развитие среднее, выше
среднего, высокое, ниже среднего и
низкое. При среднем физическом развитии
индивидуальные показатели отличаются
от возрастных стандартов (М) не более
чем на одну сигму и находятся в пределах
М+1.
При развитии ниже среднего показатели
находятся в пределах от М-1
до М -2,
при низком физическом развитии от М-2
до М-3
и ниже. При физическом развитии выше
среднего индивидуальные показатели
находятся в пределах от М+1
до М+2,
при высоком – от М+
до М+3
и выше.

В нашем примере
физическое развитие мальчика можно
оценить как среднее, т.к. величины
сигмальных отклонений находятся в
пределах одной сигмы.

Для
наглядности, особенно при контроле за
физическим развитием в динамике, строят
график-профиль физического развития.
Для графического изображения необходимо
по количеству изучаемых признаков
начертить на равном расстоянии
горизонтальные линии. Каждая линия
соответствует одному показателя. Чаще
всего используют три основных показателя
: рост, вес, окружность грудной клетки
(пауза). Значит таких линий должно быть
три. Вертикальная линия в центре
соответствует средним величинам той
возрастно-половой группы, к которой
относится ребенок. По правую сторону
от этой линии на равном расстоянии
наносят границы отклонений в пределах
+1,
+2,
+3,
по левую соответствует -1,
-2,
-3.

Величину сигмального
отклонения каждого признака отмечают
точкой на соответствующей горизонтальной
линии. Затем последовательно эти точки
соединяют.

ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ

-3

-2

-1

М

+1

+2

+3

Рост

Вес

Окр.
Гр. Клетки

Низкое

Ниже
среднего

Физическое
развитие среднего

Выше
среднего

Высокое

При оценке
физического развития и исходят из
расположения профиля. Кроме уровня
физического развития, с помощью профиля
определяют пропорциональность развития.
При пропорциональном развитии точки,
обозначающие сигмальные отклонения
отдельных признаков, лежат на одной
вертикали или удалены друг от друга не
более чем на одну сигму.

В нашем примере,
таким образом, физическое развитие
мальчика можно оценить как среднее и
пропорциональное.

Этот метод простой,
весьма доступный, но не достаточно
точный, т.к. каждый признак оценивается
изолированно, вне корреляционной связи
с другими признаками. Встречаются дети
невысокого роста с несколько меньшим
весом и меньшей окружностью грудной
клетки, чем это требуется по нормам для
их возраста. Оценивая развитие такого
ребенка по общей сигме, можно составить
ошибочное представление о некотором
отставании его физического развития.
Еслиже оценку физического развития
проводить с учетом взаимосвязи признаков,
можно установить, что никакого отставания
нет и что ребенок при его небольшом
росте имеет правильное сложение и
достаточную упитанность. Поэтому для
более объективной оценки физического
развития лучше пользоваться оценочными
таблицами-шкалами регрессии.

В связи с существующей
зависимостью между показателями
физического развития статистическая
обработка материала проводится методом
коррялиционной связи. При этом вычисляют
следующие параметры:

Коэффициент
корреляции – (
r)
– число, выражающее величину связи двух
или несколько признаков

Коэффициент
регрессии – (
R/х),
показывающий величину изменения одного
признака при изменении другого на
единицу.

Сигму
регрессии (
r)
– частную сигму, которая служит для
определения величины индивидуального
отклонения признака, сопряженного с
другим.

С помощью этих
параметров составляют оценочные таблицы
в виде шкал регрессии. Шкалы регрессии
составляют чаще по росту как наиболее
стабильному показателю. В первой графе
шкал обозначены границы сигмальных
отклонений. Во вторую графу внесены
варианты роста с интервалом в 1 см.
Варианты роста сгруппированы в 5 подгрупп
(средние, выше средних, высокие, ниже
средних, низкие) в зависимости от
отклонения от средней арифметической
(М). В третьей и четвертой графах указаны
значение веса и окружности грудной
клетки, которые должны соответствовать
данному росту при пропорциональном
развитии ребенка.

Шкалы регрессии
используются при индивидуальной оценке
физического развития. Достоинство этого
метода заключается в том, что он дает
возможность производить оценку
физического развития по совокупности
основных показателей в их взаимосвязи.

При
оценке физического развития по шкале
регрессии прежде всего определяют к
какой группе роста относится обследуемый.
Найдя в таблице соответствующее значение
роста, определяют должный вес и окружность
груди, затем вычисляют разницу между
этими величинами и данными обследования
ребенка. Степень отставания или превышения
выражают в сигмах регрессии, для чего
делят на соответствующую частную сигму.
Если показатели веса иокружности не
выходят за пределы -+rот
должностного физическое развитие
считается средним при данном росте.
Если показатели веса и окружности
превышают должные, то физическое развитие
оценивается как выше среднего (от 1r до 2r) и высокое
( от 2rдо 3r). При
отставании этих показателей физическое
развитие считается ниже среднего (от
1rдо 2r) и низким
( от 2rдо 3r). Вернемся
к нашему примеру.

luxeth.ru

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отклонений

Признак

Индивид.

показатели

Стандартные показатели

Величина фактического отклонения

Величина сигмального отклонения, 

M

Рост стоя, см

133,4

131,8

6,1

+1,6

+0,3

Масса тела, кг

31,4

28,1

2,4

+3,3

+1,4

Окружность груди, см

65,8

63,7

3,1

+2,1

+0,7

Графическое изображение профиля физического развития, построенного по полученным данным, приведено на рис. 3.

Рис. 3. Профиль физического развития

При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков - длина тела и окружность груди - находятся в пределах средних величин (М±1), а масса тела в интервале "выше среднего" (М+1- М+2).

Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, т.к. масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Оценка физического развития по шкалам регрессии.

Этот метод более совершенный, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клет­ки. Таблицы составляются на основании вариационно-статисти­ческой обработки данных измерений этих признаков у выбороч­ной группы детей (не менее 100-150 человек) одного возраста и пола.

Использование центильного метода для оценки физического развития детей и подростков.

Сущность метода заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядо­ченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает три процента наблюдений данного ряда, десятый центиль - 10% наблюдений и т.д. Каждый из фиксиро­ванных центилей называют центильной вероятностью и обозна­чают в %.Между фиксированными центильными вероятностями образуется 8 промежутков,которые получили названия центильных интервалов.

Таблица 7 Определение и оценка центральных интервалов

Центильная

вероятность

3%

10%

25%

50%

75%

90%

97%

100%

Центильные

интервалы

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценка пока зателей

Очень низкая

Низкая

Пони -женная

Сред-няя

Повы- шеная

Высо- кая

Очень высокая

Макси-мальная

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней, типичной, если она находится в пределах 50-75 центилей. Следовательно, за среднее значение признака прини­мают его величины, ограниченные 4 и 5 центильными интерва­лами. 1-3 интервалы характеризуют снижение изучаемого по­казателя, 6-8 интервалы свидетельствуют об увеличении изу­чаемого показателя по сравнению со средним его значением.

studfile.net

Оценка физического развития методом сигмальных отклонений

По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки - рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину нормального отклонения признака от средней величины - сигму. Полученная при делении величина называется сигмальным отклонением. По величинам сигмальных отклонений строится профиль физического развития. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Вертикальная линия в центре - М - соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от средней линии на равных расстояниях откладывают влево - отрицательные значения, вправо - положительные значения сигмального отклонения. Эти линии проводят параллельно средней вертикальной линии. Полученные величины сигмальных отклонений наносят на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединяя точки каждого признака, получают профиль физического развития. Если профиль физического развития расположен в пределах от М-1 до М+1, то физическое развитие считается средним, если профиль расположен от -1 до -2, то развитие будет ниже среднего

от -2 до -3 - низкое развитие

от +1 до +2 - развитие выше среднего

от +2 до +3 - высокое развитие

По профилю судим еще и о пропорциональности развития. Если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более, чем на 1 сигму, то следует считать телосложение пропорциональным, а при отличии одного из признаков от другого более чем на 1 сигму, то телосложение считается непропорциональным. Недостатком метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям является отсутствие корреляции между оцениваемыми признаками, т.е. между ростом, массой тела, окружностью грудной клетки. Каждый из признаков оценивается отдельно.

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

Этот метод более совершенный, так как шкала регрессии - это оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Они составляются на основании проведения многочисленных исследований на детях одного возраста, пола, национальности и проживания в одной местности. Основой оценочной таблицы является рост ребенка, представленный во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Методика оценки по шкалам регрессии заключается в следующем; сначала находят к какой группе роста относится рост данного ребенка, затем соответственно данному росту находят каким должен быть масса тела и окружность грудной клетки ребенка. Далее, из фактических данных массы тела и окружности грудной клетки вычитаем показатели стандарта - по шкалам регрессии - по весу и окружности грудной клетки и делим эту разность на сигму регрессии. которую находим из шкалы регрессии, отдельно по росту и окружности грудной клетки. Полученные величины называются частно-сигмальными отклонениями. Если частно-сигмальные отклонения находятся до 1 регрессии, то развитие ребенка считается гармоничное; если 2 регрессии, то развитие дисгармоничное; если более 2 , то развитие считается резко дисгармоничным за счет низкого или высокого роста, дефицита или избытка массы тела 1 и 2 степени.

Дети с избыточной массой тела направляются к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением. Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей). Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.

Указанный метод тоже имеет недостаток, т.к. он позволяет оценить лишь морфологический статус ребенка, но не уровень биологического развития.

studfile.net

Параметрический (сигмальный) метод (см. таблицы 1,2) — КиберПедия

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 26Следующая ⇒

Шкалы веса и роста включают в себя средний арифметический показатель для конкретного возраста и отклонение от него, измеряемый величиной сигмы (среднее квадратичное отклонение). Чем больше величина отклонения, тем менее вероятно наблюдение такой величины признака в популяции здоровых детей.

В зависимости от величины отклонений (сигмы) выделяют следующие оценочные группы:

- средним ростом и массой считается при отклонении от среднеарифметической величины в пределах ± 1 сигмы;

- выше или ниже среднего - более 1 до ±2 сигм;

- низким или высоким - более или менее чем на 2 сигмы;

- очень низким или очень высоким более или менее чем на 3 сигмы.

Отклонение исследуемого параметра более чем на 2 сигмы в ту или другую сторону расцениваются как патологические, такие дети требуют обследования для выявления причин отклонений.

Найди в таблице 1 или 2 значение роста ребёнка и соответствующее ему значение веса. Рост оценивается по возрасту, вес – по росту. В крайних слева столбиках найди требуемый возраст в годах и месяцах и соответствующий им средний рост (М), сопоставь его с ростом ребёнка. Если имеющийся рост укладывается в интервал М±1SD, то физическое развитие ребёнка (ФР) – среднее. Если рост ребёнка выходит за пределы М±1SD то найди разницу роста ребёнка и М, полученное число подели на величину SD, если полученное значение укладывается в 1-2SD то ФР выше или ниже среднего, если 2 и больше SD то ФР – высокое или низкое. В последнем случае следует указать сколько SD.

Далее оценивается гармоничность ФР. Если дефицит или превышение веса находится в пределах 10% - отмечается тенденция к дефициту или избытку веса, если выходит за пределы то – дефицит и избыток веса (указывается в процентах), что соответствует диагнозу ожирение или белково-энергетическая недостаточность.

Если имеющийся вес укладывается в пределы ± 1SD, то ФР гармоничное, если не укладывается то путём составления пропорции найди, сколько процентов составляет имеющийся вес по отношению к нижней или верхней границе (±1 SD) долженствующего.

Оценка физического развития детей по перцентильным таблицам

Оценка основных антропометрических данных также может осуществляться по таблицам перцентильного типа: за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центилей. Центильная шкала представлена 6 цифрами (3, 10, 25, 75, 90 и 97%), см. таблицы в учебнике А.В. Мазурина, Н.М. Воронцова «Пропедевтика детских болезней», стр. 419-425.



В диапазоне до 3 центиля - область «очень низких» величин, встре­чающихся у здоровых детей редко (не ча­ще 3%). Ребёнок с таким уровнем призна­ка должен проходить консультирование и по показаниям - специальное обследова­ние.

От 3 до 10 центиля - область «низких величин», встречается у 7% здоровых детей. Показано консульти­рование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.

От 10 до 25 центиля - область «величин ниже среднего» свой­ственны 15% здоровых детей данного пола и возраста.

От 25 до 75 центиля - область «средних величин» свойственны 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерны для данной возрастно-половой группы.

От 75 до 90 центиля - область величин «выше среднего», свой­ственна 15% здоровых детей.

От 90 до 97 центиля - область «высоких величин», свойственна 7% здоровых детей. Медицинское реше­ние зависит от существа признака и состояния других органов и систем.

От 97 центиля - область «очень высоких величин», свой­ственна не более чем 3% детей. Вероят­ность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требует­ся консультирование и обследование.

 

Оценка физического развития девочкиТаблица 1

До 3 лет 3-6 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
НР 49,4 1,8 3,3 0,4 92,7 3,3 13,6 1,0
  52,4 1,9 3,8 0,3   93,4 3,3 13,8 1,0
  55,6 2,0 4,6 0,4   94,0 3,3 13,9 1,0
  58,6 2,0 5,3 0,5   94,6 3,4 14,1 1,1
  61,0 2,1 6,0 0,5   95,2 3,4 14,2 1,1
  63,0 2,2 6,6 0,6   95,8 3,4 14,4 1,1
  64,8 2,2 7,1 0,7   96,4 3,5 14,5 1,1
  66,4 2,2 7,6 0,7   97,0 3,5 14,7 1,1
  67,8 2,3 8,1 0,7   97,6 3,5 14,8 1,1
  69,1 2,3 8,4 0,7   98,2 3,5 14,9 1,1
  70,3 2,3 8,7 0,8   98,8 3,6 15,1 1,1
  71,5 2,4 9,0 0,8   99,3 3,6 15,2 1,1
72,6 2,5 9,2 0,8 99,8 3.6 15,4 1,1
  73,7 2,5 9,5 0,8   100,4 3,6 15,5 1,1
  74,8 2,6 9,7 0,8   101,4 3,7 15,7 1,1
  75,9 2,7 9,9 0,8   101,6 3,7 15,8 1,1
  77,0 2,7 10,2 0,8   102,1 3,7 16,0 1,2
  78,0 2,8 10,4 0,8   102,6 3,8 16,2 1,2
  79,0 2,9 10,6 0,8   103,1 3,8 16,3 1,2
  79,9 2,9 10,7 0,9   103,7 3,8 16,5 1,2
  80,8 3,0 10,9 0,9   104,3 3,9 16,6 1,2
  81,7 3,0 11,2 0,9   104,8 3,9 16,8 1,2
  82,6 3,0 11,3 0,9   105,3 3,9 16,9 1,2
  83,5 3,1 11,4 0,9   105,8 4,0 17,1 1,2
84,3 3,1 11,6 0,9 106,3 4,0 17,2 1,3
  85,1 3,1 11,8 0,9   107,8 4,0 17,6 1,3
  85,9 3,1 11,9 0,9   109,3 4,1 18,1 1,4
  86,7 3,1 12,1 0,9   110,8 4,1 18,5 1,5
  87,4 3,2 12,3 1,0 112,2 4,2 19,0 1,6
  88,1 3,2 12,5 1,0   113,7 4,3 19,6 1,6
  88,8 3,2 12,6 1,0   115,2 4,4 20,1 1,7
  89,5 3,2 12,8 1,0   116,7 4,5 20,7 1,7
  90,2 3,2 13,0 1,0  
  90,9 3,2 13,1 1,0

Оценка физического развития девочки Таблица 1 (продолжение)



7-14 лет 15-18 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
118,2 4,6 21,3 1,8 161,1 5,7 50,8 5,7
  119,7 4,6 21,9 2,0   161,6 5,7 51,4 5,6
  121,2 4,7 22,5 2,1   161,9 5,6 51,8 5,6
  122,5 4,7 23,1 2,2   162,2 5,6 51,9 5,6
123,9 4,8 23,8 2,2 162,4 5,6 52,1 5,6
  125,3 4,8 24,5 2,2   162,5 5,6 52,3 5,6
  126,7 4,9 25,2 2,2   162,7 5,6 52,4 5,6
  128,1 4,9 25,9 2,3   162,8 5,6 52,5 5,6
129,4 5,0 26,6 2,4 162,9 5,6 52,6 5,6
  130,8 5,0 27,4 2,6   163,0 5,6 52,7 5,6
  132,1 5,1 28,1 2,7   163,1 5,6 52,7 5,6
  133,3 5,2 28,8 2,9   163,1 5,6 52,8 5,6
134,7 5,3 29,6 3,2 163,2 5,6 52,8 5,6
  136,2 5,3 30,5 3,4  
  137,7 5,4 31,4 3,5
  139,2 5,5 32,4 3,6
140,7 5,7 33,4 3,8
  142,3 5,8 34,4 4,0
  144,1 6,0 35,4 4,3
  145,9 6,2 36,6 4,5
147.7 6.4 37,8 4,7
  149,5 6,3 39,2 4,8
  151,2 6,2 40,6 5,0
  152,8 6,2 41,9 5,1
154,3 6.1 43,2 5,2
  155,6 6,0 44,4 5,3
  156,8 5,8 45,6 5,4
  157,8 5,8 47,0 5,5
158.7 5.7 47,8 5,7
  159,5 5,7 48,7 5,8
  160,1 5,7 49,6 5,8
  160,7 5,7 50,2 5,8

 

Оценка физического развития мальчикаТаблица 2

До 3 лет 3-6 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
НР 50,0 2,0 3,4 0,3 94,2 3,5 14,1 1,0
  53,2 2,0 4,0 0,4   94,9 3,5 14,3 1,0
  56,7 2,1 4,9 0,4   95,5 3,5 14,5 1,0
  59,9 2,2 5,8 0,5   96,1 3,6 14,6 1,0
  62,5 2,2 6,5 0,5   96,7 3,6 14,8 1,0
  64,7 2,2 7,1 0,6   97,3 3,7 15,0 1,0
  66,9 7,6 0,6   97,9 3,7 15,2 1,1
  68,0 2,3 8,1 0,7   98,5 3,7 15,3 1,1
  69,5 2,3 8,5 0,7   99,1 3,7 15,5 1,1
  70,8 8,9 0,8   99,7 3,8 15,6 1,1
  72,0 9,2 0,8   100,3 3,8 15,7 1,1
  73,2 2,4 9,5 0,8   100,8 3,8 15,9 1,1
74,3 2,4 9,8 0,9 101,3 3,9 16,0 1,1
  75,4 2,4 10,1 0,9   101,8 3,9 16,2 1,1
  76,5 2,5 10,3 0,9   102,3 3,9 16,3 1,2
  77,8 2,6 10,6 0,9   102,8 3,9 16,5 1,2
  78,6 2,6 10,8 0,9   103,3 4,0 16,6 1,2
  79,6 2,7 10,9 0,9   103,9 4,0 16,8 1,2
  80,5 2,7 11,1 0,9   104,5 4,0 17,0 1,2
  81,4 2,8 11,3 0,9   105,1 4,0 17,1 1,2
  82,3 2,8 11,5 0,9   105,7 4,1 17,3 1,2
  83,2 2,9 11,7 0,9   106,2 4,1 17,4 1,2
  84,0 2,9 11,8 0,9   106,8 4,2 17,6 1,2
  84,8 2,9 12,0 0,9   107,2 4,2 17,7 1,2
85,6 3,0 12,2 0,9 107,7 4,2 17,9 1,2
  86,4 3,0 12,4 0,9   109,3 4,3 18,4 1,3
  87,2 3,0 12,5 0,9   110,8 4,4 18,9 1,3
  88,0 3,1 12,7 0,9   112,3 4,4 19,4 1,3
  88,8 3,1 12,9 0,9 113,8 4.5 19,9 1,3
  89,5 3,2 13,1 0,9   115,3 4,5 20,4 1,3
  90,2 3,2 13,2 0,9   116,8 4,7 21,0 1,3
  90,9 3,2 13,4 0,9   118,3 4,8 21,6 1,4
  91,6 3,3 13,5 0,9  
  92,3 3,3 13,7 0,9

Оценка физического развития мальчикаТаблица 2 (продолжение)

7-14 лет 15-18 лет
    рост   вес       рост   вес  
лет мес М SD М SD лет мес М SD М SD
119,7 4,9 22,2 1,6 166,7 7,7 54,0 5,9
  121,2 4,9 22,8 1,7   168,0 7,3 55,2 6,0
  122,5 5,0 23,4 1,8   169,2 7,0 56,4 6,2
  124,0 5,0 24,1 1,9   170,2 6,7 57,5 6,3
125,3 5,1 24,7 2,0 171,1 6,4 58,4 6,5
  126,7 5,2 25,4 2,0   171,9 6,2 59,3 6,6
  128,0 5,2 26,1 2,1   172,5 6,1 60,0 6,5
  129,3 5,3 26,8 2,2   173,1 6,0 60,7 6,5
130,6 5.3 27,5 2,3 173,5 6,0 61,3 6,4
  131,9 5,3 28,2 2,5   173,8 6,0 61,9 6,4
  133,1 5,3 28,8 2,6   174,1 6,0 62,4 6,4
  134,4 5,3 29,6 2,6   174,3 6,0 62,9 6,4
135,6 5,3 30,3 2,7 174,5 6,0 63,3 6,3
  136,8 5,4 31,1 2,9  
  138,0 5,5 31,4 3,1
  138,3 5,6 32,6 3,2
140,5 5,7 33,3 3,3
  141,8 5,8 34,2 3,4
  143,1 5,9 35,1 3,5
  144,3 6,0 35,9 3,2
145,8 6,1 36,7 3,9
  147,4 6,3 38,0 4,1
  149,2 6,6 39,2 4,2
  150,7 7,0 40,4 4,3
152,5 7,3 41,6 4,5
  154,3 7,6 43,1 4,7
  156,2 7,9 44,6 5,0
  158,1 8,0 46,1 5,1
159,9 8,1 47,7 5,2
  161,7 8,1 49,4 5,3
  163,5 8,1 51,0 5,5
  165,2 8,0 52,5 5,6

 







cyberpedia.su

Алгоритм расчета величины сигмальных отклонений по основным показателям индивидуального физического развития

Признак

Показатели обследуемого

М по стандарту физического развития

 по стандарту физического развития

Разница между М и показателями обследуемого

Величина сигмального отклонения

Длина тела стоя, см

148,4

146,97

6,9

+1,43

+0,21

Масса тела, кг

51,2

39,92

6,70

+11,28

+1,68

Окружность груди, см

77,4

71,6

4,46

+5,8

+1,30

В примере таблицы 4 у мальчика 12 были определены длина тела, масса тела и окружность груди, значения которых проставляем в колонке 2. По таблице стандартов (приложение 2) находим нормальную для данного мальчика длину тела и проставляем ее в колонке 3.  по приложению 1 - 6,9 (проставляем в колонке 4). Далее, рассчитываем разницу между нормальной длиной тела (М) и фактической у данного ребенка (проставляем в колонке 5). На следующем этапе необходимо преобразовать найденное различие в абсолютных величинах в сигмальное отклонение. Для этого  по стандарту физического развития принимаем за 1. Далее составляем и решаем пропорцию:

6,9 – 1

1,43 – х

Решаем пропорцию:

1,431

= 0,21.

6,9

Таким образом, отклонение фактического значения длины тела от стандартной, выраженное в  равно +0,21 (колонка 6).

Затем с использованием приложения 1 производим расчеты по массе тела и окружности груди и заносим результаты в соответствующие колонки таблицы 4.

Для оценки полученных данных пользуемся таблицей 3. Таким образом, длина тела оценивается по сигмальному отклонению как средняя, так как оно входит в интервал 1,0. Масса тела и окружность груди оцениваются выше среднего, так как входит в интервал от +1,1 до +2,0.

При оценке результатов, полученных с помощью метода сигмальных отклонений, считается, что если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более чес на 1, то телосложение ребенка следует считать пропорциональным или физическое развитие гармоничным. При отличии одного из признаков от другого более чем на 1 телосложение считается непропорциональным или физическое развитие дисгармоничным.

В примере сигмальные отклонения для массы тела и окружности груди отличаются от сигмального отклонения для длины тела более чем на 1. То есть, в данном случае имеет место непропорциональное телосложение или дисгармоничное физическое развитие мальчика.

Следует учитывать, что при использовании стандартов других показателей физического развития можно полноту оценки физического развития можно расширить.

Для наглядного представления полученных при использовании метода сигмальных отклонений данных строят так называемый профиль физического развития. Для этого на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков (в данном случае длина тела, масса тела, окружность груди). Вертикальная линия в центре (М) соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. На равных расстояниях от средней линии влево откладываются отрицательные значения сигм, вправо – положительные. По этим границам также проводятся вертикальные линии. Величину сигмального отклонения по указанным признакам для обследуемого ребенка отмечают точкой на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединив точки, получают профиль физического развития ребенка.

Пример построения профиля физического развития по данным решения задачи демонстрируется на рисунке 1.

-3

-2

-1

М

+1

+2

+3

Длина тела стоя

Масса тела

Окружность

груди

Рис. 1. Профиль физического развития мальчика 12 лет

(графическое выражение результатов оценки физического развития, полученных

с помощью метода сигмальных отклонений)

Недостатком метода сигмальных отклонений является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, без определения связи (корреляции) с другими признаками. Однако простота реализации метода обусловливает его широкое использование как при исследовании индивидуального физического развития, так и в коллективах с расчетом средних величин.

studfile.net

Оценка физического развития по сигмальным отклонениям

Для оценки физического развития по этому методу необходимо знать:

  1. показатели ребенка

  2. средние арифметические величины оцениваемых признаков (М)

  3. средние квадратические отклонения оцениваемых признаков ()

Для удобства и наглядности все ваши действия представим в виде таблицы:

Признаки

Показатели ребенка

М

Разница между М и показателями ребенка

Величина сигмального отклонения

Рост

125 см

123,79

4,74

+ 1,21

+ 0,2

Вес

25,5 кг

24,37

3,04

+1,13

+0,4

Окр. Гр. Клетки

61 см

60,44

2,98

+0,56

+0,2

В первую графу записываем признаки, по которым оцениваем физическое развитие, во вторую – показатели ребенка, в третью и четвертую графы вносим (М) и (), которые находим в таблице стандартов (табл. №1). В пятую графу записываем разницу между (М) и показателями ребенка, для чего от большего значения вычитаем меньшее и ставим знак (+) в том случае, если показатель ребенка больше (М) и (-), если показатель ребенка меньше (М). Разницу с соответствующим знаком делим на среднее квадратическое отклонение. Таким путем устанавливаем на какую долю сигмы или на сколько целых сигм показатели ребенка отличаются от средних арифметических величин данной возрастной группы. По их величинам судим о степени физического развития.

Различают физическое развитие среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое. При среднем физическом развитии индивидуальные показатели отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму и находятся в пределах М+1. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от М-1 до М -2, при низком физическом развитии от М-2 до М-3 и ниже. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от М+1 до М+2, при высоком – от М+ до М+3 и выше.

В нашем примере физическое развитие мальчика можно оценить как среднее, т.к. величины сигмальных отклонений находятся в пределах одной сигмы.

Для наглядности, особенно при контроле за физическим развитием в динамике, строят график-профиль физического развития. Для графического изображения необходимо по количеству изучаемых признаков начертить на равном расстоянии горизонтальные линии. Каждая линия соответствует одному показателя. Чаще всего используют три основных показателя : рост, вес, окружность грудной клетки (пауза). Значит таких линий должно быть три. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По правую сторону от этой линии на равном расстоянии наносят границы отклонений в пределах +1, +2, +3, по левую соответствует -1, -2, -3.

Величину сигмального отклонения каждого признака отмечают точкой на соответствующей горизонтальной линии. Затем последовательно эти точки соединяют.

ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

-3

-2

-1

М

+1

+2

+3

Рост

Вес

Окр. Гр. Клетки

Низкое

Ниже среднего

Физическое развитие среднего

Выше среднего

Высокое

При оценке физического развития и исходят из расположения профиля. Кроме уровня физического развития, с помощью профиля определяют пропорциональность развития. При пропорциональном развитии точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных признаков, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга не более чем на одну сигму.

В нашем примере, таким образом, физическое развитие мальчика можно оценить как среднее и пропорциональное.

Этот метод простой, весьма доступный, но не достаточно точный, т.к. каждый признак оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими признаками. Встречаются дети невысокого роста с несколько меньшим весом и меньшей окружностью грудной клетки, чем это требуется по нормам для их возраста. Оценивая развитие такого ребенка по общей сигме, можно составить ошибочное представление о некотором отставании его физического развития. Еслиже оценку физического развития проводить с учетом взаимосвязи признаков, можно установить, что никакого отставания нет и что ребенок при его небольшом росте имеет правильное сложение и достаточную упитанность. Поэтому для более объективной оценки физического развития лучше пользоваться оценочными таблицами-шкалами регрессии.

В связи с существующей зависимостью между показателями физического развития статистическая обработка материала проводится методом коррялиционной связи. При этом вычисляют следующие параметры:

Коэффициент корреляции – (r) – число, выражающее величину связи двух или несколько признаков

Коэффициент регрессии – (R/х), показывающий величину изменения одного признака при изменении другого на единицу.

Сигму регрессии (r ) – частную сигму, которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

С помощью этих параметров составляют оценочные таблицы в виде шкал регрессии. Шкалы регрессии составляют чаще по росту как наиболее стабильному показателю. В первой графе шкал обозначены границы сигмальных отклонений. Во вторую графу внесены варианты роста с интервалом в 1 см. Варианты роста сгруппированы в 5 подгрупп (средние, выше средних, высокие, ниже средних, низкие) в зависимости от отклонения от средней арифметической (М). В третьей и четвертой графах указаны значение веса и окружности грудной клетки, которые должны соответствовать данному росту при пропорциональном развитии ребенка.

Шкалы регрессии используются при индивидуальной оценке физического развития. Достоинство этого метода заключается в том, что он дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей в их взаимосвязи.

При оценке физического развития по шкале регрессии прежде всего определяют к какой группе роста относится обследуемый. Найдя в таблице соответствующее значение роста, определяют должный вес и окружность груди, затем вычисляют разницу между этими величинами и данными обследования ребенка. Степень отставания или превышения выражают в сигмах регрессии, для чего делят на соответствующую частную сигму. Если показатели веса иокружности не выходят за пределы -+rот должностного физическое развитие считается средним при данном росте. Если показатели веса и окружности превышают должные, то физическое развитие оценивается как выше среднего (от 1r до 2r) и высокое ( от 2rдо 3r). При отставании этих показателей физическое развитие считается ниже среднего (от 1rдо 2r) и низким ( от 2rдо 3r). Вернемся к нашему примеру.

studfile.net

2. Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития

При индивидуальной оценке физического развития детей и подростков до недавнего времени был широко распространен метод определения сигмальных отклонений основных показателей физического развития от взвешенных средних арифметических данной возрастно-половой группы с последующим графическим изображением профиля физического развития.

Этот метод известен под названием метода Мартина. Впервые он был применен в 1925 году.

Сущность метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков (М) для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов.

В настоящее время метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития практически не используется. Однако знать его необходимо с точки зрения овладения более современными методами оценки физического развития детей и подростков.

Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длины и массы тела и окружности грудной клетки) после предварительного сравнения их со стандартными.

Физическое развитие оценивают в определенном порядке.

1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от нее (со знаком «+», если существует превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком «-» в случае недостаточного развития признака).

2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения (σ), находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

3. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков (рис. 4). Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от нее проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1σ; +2σ, +3 σ) и отрицательными влево (-1 σ; -2 σ; -З σ).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от средних стандартных величин в пределах M ±1σ указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума.

-3 σ -2σ -1σ М +1σ +2σ +3σ

Рост стоя

Масса тела

ОГК

Рис 4. Графическое изображение профиля физического развития

Вывод: При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1σ до -2σ, при низком физическом развитии от -2σ до -3σ. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1σ до +2σ, при высоком - от +2σ до +3σ.

При этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2σ, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отклонений приведен в таблице 4.

Таблица 4

Признак

Индивидуальный показатель

Стандартный показатель

Величина фактического отклонения

Величина сигмального отклонения,

σ

М

σ

Рост стоя см

133,4

131,8

6,1

+1,6

+0,3

Масса тела кг

31,4

28,1

2,4

+3,3

+1,4

Окружность груди, см

65,8

63,7

3,1

+2,1

+0,7

Графическое изображение профиля физического развития, построенного по полученным данным, приведено на рис 5.

-3 σ -2σ -1σ М +1σ +2σ +3σ

Рост стоя

Масса тела

ОГК

Рис 5. Профиль физического развития

Вывод: при оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков (длина тела и окружность груди) находятся в пределах средних величин (М±1 σ), а масса тела в интервале «выше среднего» (M+lσ - M+2σ). Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, так как масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Недостатком метода сигмальных отклонений является отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.

studfile.net

Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.

В настоящее время практически не используется, однако зна­комство с этим методом необходимо с точки зрения овладения более современными методами оценки физического развития де­тей и подростков.

Метод предполагает графическое изображение основных по­казателей физического развития (длина тела, масса тела и ок­ружность грудной клетки) после предварительного сравнения их с стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены (табл.) средние арифметические значе­ния (М) каждого из указанных выше признаков для детей, а также среднее квадратическое отклонение - допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±).

Порядок оценки физического развития.

1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со сред­ней арифметической этого признака для данного возраста и на­ходят фактическое отклонение от неё (со знаком +, если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком - в случае недостаточного развития признака).

2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения () находят сигмальное откло­нение, которое показывает, на сколько сигм в большую или мень­шую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

3. Для построения профиля физического развития (рис.) на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от неё про­водят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1; +2; +3) и отрицательными влево (-1", -2; -3).

Таблица.

Стандарты физического развития детей.

Возраст

Мальчики

Девочки

М ±

М

±

Длина тела (см)

5 110,0

4,86

109,5

4,44

6 116,4

5,27

115,6

5,08

7 123,76

5,88

123,2

5,49

8 128,08

6,00

127,0

5,86

9 132,1

6,19

131,4

6,36

10 137,0

6,90

137,3

7,08

11 141,2

6,82

142,4

7,10

12 146,5

7,44

148,8

7,84

13 152,4

8,44

153,6

8,70

14 158,9

8,70

157,3

6,14

15 165,0

8,54

159,0

6,02

16 169,3

8,10

160,5

6,00

17 172,0

6,78

160,7

5,62

18 173,9

6,78

161,2

4,54

Масса тела (кг)

5 19,4

2,48

19,2

2,68

6 21,9

3,13

21,7

3,37

7 24,7

3,88

24,5

3,98

8 27,02

4,24

26,1

4,41

9 29,1

4,86

28,8

5,20

10 32,2

5,80

32,4

6,38

11 34,8

5,74

36,9

6,82

12 37,4

6,70

39,9

7,62

13 43,0

8,10

44,6

8,34

14 48,1

8,66

49,2

7,50

15 54,3

9,22

52,0

7,30

16 58,8

8,72

54,8

6,72

17 62,7

7,54

56,2

6,83

18 64,5

8,08

56,4

6,42

Окружность грудной клетки (см)

5 56,9

3,16

56,1

3,27

6 58,7

3,62

57,7

3,70

7 61,5

4,02

60,2

3,94

8 63,6

4,22

60,9

3,42

9 66,0

3,92

63,6

4,76

10 67,0

4,30

65,7

5,28

11 68,6

3,28

68,1

5,56

12 70,2

5,06

71,3

5,82

13 74,2

5,58

74,9

6,08

14 77,6

6,08

77,9

5,50

15 80,8

6,04

79,4

5,18

16 83,6

6,00

80,9

5,12

17 85,9

5,78

81,3

5,50

18 87,4

5,14

81,0

4,84

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на со­ответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки со­единяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом разви­тии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуаль­ных показателей от средних стандартных величин в пределах М±1 указывает на среднее физическое развитие данного инди­видуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1 до -2, при низком физическом развитии от -2 до -3. При физическом развитии выше среднего индивидуаль­ные показатели находятся в пределах от +1 до +2, при высо­ком - от +2 до +3. При этом решающим показателем для опре­деления степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, ха­рактеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладыва­ются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму - раз­витие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличает­ся от другого более чем на 2, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет мето­дом сигмальных отклонений с последующим графическим изо­бражением профиля физического развития приведен ниже.

Таблица.

Признак

Индивид.

показатели

Стандартные показатели

Величина фактического отклонения

Величина сигмалыюго отклонения, 

M 

Рост стоя, см Масса тела, кг Окружность груди, см

133,4 31,4

65,8

131,8 6,1 28,1 2,4

63,7 3,1

+1,6

+3,3

+2,1

+0,3

+1,4

+0,7

Представлены индивидуальные признаки данного ребенка (длина и масса тела, окружность грудной клетки) стандартные показатели для мальчиков этого возраста (см. таб.), расчет вели­чины фактического и сигмального отклонения для каждого из оцениваемых показателей. Графическое изображение профиля физического развития, построенного по полученным данным, приведено на рис.

-3 -2  -1  М +1  +2 +3

Рост

стоя

Масса тела

Окружность груди

Рис. Профиль физического развития.

При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков - длина тела и окружность груди - находятся в пределах средних величин (М±1), а масса тела в интервале "выше среднего" (М+1 - М+2).

Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, т.к. масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности. Недостатком этого способа оценки физического развития яв­ляется отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.

studfile.net


Смотрите также


Семья

Семейные отношения
Каждая отдельная семья являет собой определенную социально-психологическую группу, которая в свою очередь складывается на основе интимных и исключительно доверительных отношений между двумя супругами, а также родителями и детьми. Её общая социальная активность, структура, а также составляющая нравственно-психологическая атмосфера напрямую зависят не только лишь от общих условий и установленных закономерностей, но также от тех довольно специфических обстоятельств, в которых формируется семья, а также живёт и в полной мере функционирует.
Рождение ребенка – испытание на прочность всей семьи
В сказках, как известно, все невзгоды героев заканчиваются свадьбой. А в жизни со свадьбы все только лишь начинается.

Опрос

Полезный для Вас наш сайт?

Да
Нет
Очень полезный
Ничего интересного
Мне все равно