Модные тенденции 2011 специально для круглых животиков
Будущие мамы – это прежде всего женщины! А практически любая женщина очень хочет постоянно хорошо выглядеть. Если округлившийся живот уже не влезает в Вашу обычную одежду, то пришло время подумать про смену собственного гардероба.

Воображаемый друг у ребенка


Воображаемые друзья у ребенка — это нормально? — The Village

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра — естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события — смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

www.the-village.ru

Что делать с воображаемыми друзьями ребенка? | Материнство

У вашего ребенка появился друг. Только вот беда - никто, кроме самого малыша, его не видит. «Подождите!» - кричит ребенок на прогулке. - «Катя за нами не успевает!» Родители переглядываются, ведь никакой Кати они с собой в парк не брали… За обедом малыш возмущается: «А Леночке почему не положили суп?» На вопрос, кто такая Леночка, он в красках описывает - так это же пушистая лисичка, которая часто приходит в гости, и вот сейчас заглянула на чашечку вкусного супчика.

Как относиться к таким друзьям ребенка, которых вы и видеть-то не видите?

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель, который обычно появляется у ребенка в возрасте примерно трех лет, говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Ведь как раз в возрасте двух с половиной - трех лет у малыша начинает появляться воображение. В этот период для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.

Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 1 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Воображаемые друзья бывают совершенно невидимыми - тогда ребенок о них даже не говорит, но они появляются на рисунках и их существование признается при вопросе «в лоб» вроде «а кто это сидит рядом с тобой на диване на твоем рисунке?». Также бывают молчаливые придуманные друзья - все в курсе, что он есть, но сам друг никак себя не проявляет, если ребенок говорит о нем - то в третьем лице. А порой невидимый приятель становится полноправным участником жизни семьи - он участвует в дискуссиях, имеет свое мнение и характер (конечно, благодаря перевоплощающемуся в роль друга ребенку). Кстати, как выяснили британские психологи, дети, которые проигрывают диалоги со своими воображаемыми друзьями, таким образом развивают ту часть мозга, которая отвечает за решение сложных проблем, головоломок и планирование действий.

Придуманные приятели могут существовать только в голове ребенка, а могут иметь и вполне конкретную материальную оболочку. Например, «заговорить» может любимая мягкая игрушка ребенка или растение: «Цветочек говорит, что соскучился, пока я был в детском саду, поэтому мне нужно его полить». Иногда дети также одушевляют книжки или предметы интерьера.

Раньше было принято считать, что воображаемых друзей заводят дети, которым не хватает общения, и что они почти всегда появляются у малышей, которые в семье одни. Современные психологические исследования опровергают эту теорию: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность в один прекрасный день обнаружить свою дочь в компании иллюзорного барашка Вени. Дети, склонные к развитию богатой фантазии, обретают вымышленных друзей вне зависимости от внешних обстоятельств.

Порой родители переживают, не начнет ли ребенок, придумавший себе друга, путать фантазии с реальностью. Исследователи университета Орегона провели масштабное исследование с целью выяснить, как невидимые друзья влияют на реальную жизнь детей и определили, что, хоть дети испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим вымышленным приятелям, и часто получают больше удовольствия от игры с ними, чем с другими детьми в настоящем мире, эти эмоции не стирают грань с реальностью. Чувства, которые дети испытывают по отношению к своим «особенным» друзьям, очень похожи на те, которые мы, взрослые, испытываем, когда читаем хорошую книгу или смотрим интересный фильм. Мы можем сопереживать героям, волноваться, найдут ли они выход из трудной ситуации, но в то же время мы прекрасно понимаем, что это всего лишь фильм, а реальность заключается в том, что пора ложиться спать, потому что завтра рано вставать на работу.

Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. Аккуратно поинтересуйтесь, не будет ли против барашек Веня, если вы подвинете стул, на котором он сидит, а то он мешает пройти на кухню. Спросите, когда новый друг вашего малыша планирует отправиться спать - в то же время, что и он, или пораньше? Не сопротивляйтесь, если ребенок просит положить придуманному другу реальный ужин или накрыть ему кроватку. Лучше разрешите им есть из одной тарелки (ведь это особенный, очень близкий друг!) или изобразите, что кладете еду, подыграв таким образом ребенку. Пусть это будет шанс и для вас потренировать свою фантазию.

Не запрещайте ребенку дружить с невидимым приятелем и, тем более, не говорите, что иметь придуманных друзей - это бред и удел сумасшедших. Потому что в таком случае ваш малыш действительно может начать считать себя «не от мира сего», хотя на самом деле ничего неправильного с ним не происходит. Также не стоит игнорировать появление вымышленных друзей - это приведет либо к тому, что ребенок закроется, перестав вам сообщать о присутствии друга, либо, напротив, начнет играть с новым приятелем демонстративно, так, чтобы вы уже не могли не обратить внимание. И именно вам придется объясняться, почему некий Вася, которого никто не видит, разлил сок по всему магазину.

Впрочем, иногда дети сознательно начинают использовать воображаемых друзей, сваливая на них все свои проступки. «Это не я разбил вазу, это Ванька, бегает тут, как ненормальный!» или «я сделал всю домашнюю работу, но пришел Петя и выбросил мою тетрадку в окно!» Возможно, таким образом малыш старается защититься от вашего праведного гнева, который вы не всегда выражаете должным образом. Не выходите из себя и не кричите, что никакого Пети не существует, и сам ты балда. Лучше спокойно скажите, что, хоть Петя и правда поступил совершенно не по-дружески, в школу завтра идти тебе, сынок, поэтому домашнее задание все равно нужно сделать, а Петя пусть в следующий раз приходит после того, как ты сделаешь уроки. Так как ребенок, как мы уже выяснили, хорошо отличает реальность от фантазии, он быстро поймет, что, как бы себя ни вел воображаемый друг, отвечать придется ему, и перестанет вас тестировать таким образом.

Диалоги ребенка с воображаемым другом могут дать вам пищу для размышлений о ваших отношениях и о переживаниях малыша. Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

Появление воображаемых друзей у детей в возрасте трех-шести лет считается совершенно нормальным явлением. Но порой придуманные приятели появляются у более взрослых детишек. В таком случае иллюзорные отношения работают как защитный механизм, помогая детской психике прийти в себя и оправиться от какого-то стресса. «Активировать» невидимого друга могут самые разные события в жизни ребенка - выход на работу мамы, которая до этого посвящала ему всю себя, развод родителей, переезд в новое место, появление братика или сестрички, смерть близкого человека или любимого домашнего животного.

Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. Помните, что воображаемых друзей современная медицина не считает признаком каких-либо психических патологий, в мире зафиксировано лишь несколько случаев, когда появление придуманных образов в жизни детей после шести-семи лет было косвенным свидетельством развивающейся шизофрении. Поэтому, скорее всего, понаблюдав за ребенком, психолог «пропишет» вам уделять ему больше внимания и занять его деятельностью, которая поможет ему выплескивать фантазию и креативность, например, отвести в драмкружок или в художественную школу.

Как правило, вымышленные друзья, которые появляются у детей до шести лет, пропадают сами собой ко времени похода в школу. Поэтому, услышав, что к вашему семейному ужину присоединилась вымышленная девочка Маша, не пугайтесь - подыграйте ребенку, возможно, этот новый друг поможет вам наладить еще более близкие и теплые отношения со своим малышом.

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 31.07.2014
Автор статьи: Ольга Захарова

materinstvo.ru

кто они, причины их появления, как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

mapapama.ru

Воображаемые друзья: угроза для психики или нормальное явление? | Статьи Академии AMAKids

Нередко родители сталкиваются с тем, что у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок видит кого-то, кого нет на самом деле. Мало того, он с ним ещё и дружит, разговаривает, делится тем, что не может рассказать маме с папой. Понятное дело, что такие обстоятельства вызывают у родителей шок, непонимание, беспокойство.

Часто взрослые начинают считать, что воображаемый друг у ребенка – это причина будущих психических заболеваний и отклонений. Но современная медицина не считает воображаемых друзей признаком психологической патологии. Но если вас всё-таки беспокоит поведение ребенка, обратитесь к детскому психологу. Он понаблюдает за малышом и даст соответствующие рекомендации.

В юном возрасте у ребенка возникает образ идеального друга. Если малыш не находит его в реальном мире, то он его придумывает. Вымышленный друг может быть кем угодно: героем мультфильма или сказки, животным, волшебным существом. Он приходит тогда, когда захочет ребенок. Они могут вместе играть, обедать, разговаривать.

Воображаемые друзья у подростков – явление редкое, но тоже встречающееся. Они возникают у девушек и парней как защитная реакция. Они поддерживают психику подростков при стрессе. Воображаемый друг помогает ребенку прийти в себя после душевной травмы. Таким стрессом может стать смерть близкого, переезд, предательство друга, развод родителей.

Причины появления вымышленных друзей

  1. Одиночество. Если ваш малыш – единственный ребенок в семье, он не ходит в детский сад, а вы редко бываете дома, то неудивительно, что ему одиноко, и он хочет хоть с кем-нибудь подружиться, хоть с воображаемым персонажем.
  2. Желание быть первым. Если у ребенка в окружении приятели постарше и которым он подчиняется, то он захочет сбалансировать свою жизнь, придумав себе друга младше себя и слабее духом.
  3. Напряжение. Любой человек испытывает стресс, и ребенок не исключение. У него могут возникнуть конфликты со сверстниками, непонимание с учителями или воспитателями, ссора с родными. Или же он живёт в тени старшего брата/сестры. Родители иногда не замечают беспокойства малыша, думая, ну какие проблемы могут быть у ребенка. Это неверная позиция. Необходимо всегда заботиться не только о том, что дать ребенку поесть и во что одеть, но и о том, что творится у него на душе.

Что делать, если у ребенка есть воображаемый друг

  1. Соглашайтесь с фантазией малыша. Не нужно уверять ребенка в том, что его друга не существует. Этим вы нанесете ему душевную травму. Лучше примите его вымысел. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы спросить, как дела у его приятеля и налить ему дополнительную чашку чая.

    Не нужно подавлять его фантазию. В детстве у ребенка развивается воображение, и не нужно мешать этому процессу. Также не надо смеяться над малышом. Этим вы отстраните его от себя, он закроется в своём мирке, и вам будет трудно расшевелить его.

  2. Не выступайте с инициативой. Не стоит спрашивать у ребенка, а пойдёт ли его воображаемый друг с вами гулять. Если малыш захочет, он сам скажет. Позвольте ребенку выражать свои чувства. Ведь если он не знает, кому можно высказаться, он рассказывает свои переживания воображаемому приятелю.

  3. Не позволяйте малышу перекладывать ответственность. Иногда ребенок перебарщивает и во всех своих проступках начинает винить воображаемого друга. Стоит прекратить это в самом начале. Ребенок должен помнить, что за всеми делами следуют последствия. И нужно за них отвечать. Если в комнате бардак, а малыш обвиняет в этом своего друга, то попросите сына или дочь убрать игрушки вместе с товарищем.
  4. Не используйте друга в своих целях. Не нужно говорить: «Твой друг хочет, чтобы ты доел суп». Это называется манипуляцией. Нечестно так поступать с ребенком.
  5. Уделяйте больше времени малышу. Проводите с ним время, узнайте его интересы и страхи, спросите, что его беспокоит. Обязательно скажите, что любите его, и он может вам доверять так же, как своему воображаемому другу.

amakids.ru

Воображаемые друзья, или Cиндром Карлсона. Психология и воспитание от 3 до 7 лет

Содержание:

Взрослые люди устроены удивительно скучно. Они верят в то, что видят или, в крайнем случае, в то, что прочли в умных книжках без картинок. А когда рассказываешь им о том, что есть на самом деле, они не верят, ругаются или с беспокойно-ласковыми лицами предлагают съездить в гости к "доброму дяде детскому психиатру".

Ребенок же живет в совершено другом волшебном мире: в мире, где Карлсон столь же реален, как "домомучительница" фрекен Бок, где варежка может стать преданным щенком, а Чеширский кот умеет исчезать, оставляя только улыбку.

Воображаемые друзья появляются у детей обыкновенно в возрасте 3-5 лет. Это абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которую ребенок наделяет человеческими качествами, призрачный друг, которому малыш требует ставить дополнительный прибор во время еды и подтыкать одеяло на ночь... Друг может быть взрослым и сильным, на манер Супермена, или беззащитным и нуждающимся в заботе и опеке, как щенок из мультфильма "Варежка", или же просто ровесником-ребенком, вполне банальным "Сережкой" или "Наташкой". Воображаемый друг совсем не обязательно человек, почти в половине случаев он — зверушка.

Нет смысла столкнувшись с этой "проблемой" бежать к специалисту — просто ваш ребенок наделен очень живой фантазией. И это вовсе не плохо. Воображаемый друг — прекрасный диагностический материал для родителей. Наблюдая за ним, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

Проблема: давление и гиперопека

Часто ребенок испытывает сильное давление со стороны родителей. Причем не всегда это выражается в запретах и наказаниях, часто чрезмерная опека может почище любого насилия загнать в угол, не оставить места для собственного "я" ребенка. И тогда малыш сбегает в мир воображаемых друзей, который может развиваться по двум сценариям.

Сценарий первый: в сокровенном тайном мире ребенку можно все, чего нельзя с родителями: завести собаку, гулять по крышам, есть варенье ложками и т.д. Сценарий второй: ребенок принимает на себя роль родителя и ведет себя аналогичным образом — ограничивает и подавляет своих фантомных друзей, которые в этом случае будут нелепыми и беспомощными. Кстати, это отличный способ для родителей посмотреть на себя со стороны и сделать выводы: возможно, ребенку понимание нужно гораздо больше, чем наглаженные стрелки на штанах или сверкающий белизной носовой платок.

Проблема: чувство вины

Невротическая вина бывает не только у взрослых, но и у детей. И чтобы ослабить напряжение дети уходят с головой в придуманный мир с придуманными друзьями. Сценарии очень похожи на те, что и при "давлении". С той лишь разницей, что тут появляется модальность наказания, причем как в виде самого наказания (ребенок может наказывать своего воображаемого друга или рассказывать, как тот был наказан), так и в виде счастливого спасения от оного (должны были наказать, но случилось что-то фантастическое и обошлось).

Проблема: нехватка впечатлений

Если в рассказах ребенка о его друге фигурирует множество витиеватых сюжетов о приключениях, фантастических мирах, путешествиях и т.д. — это может быть симптомом нехватки реальных впечатлений.

Даже взрослому человеку тяжело жить в рутине: дом-работа-дом, приготовить суп, влить суп в чадо, выпасть в осадок, поставив будильник на шесть утра, потому что завтра снова на работу... Через месяц-два такой жизни мы лезем на стену, начинаем глотать антидепрессанты, жаловаться друзьям, искать психоаналитика. Но у взрослого больше возможности разнообразить свою жизнь: можно попросить бабушку посидеть вечером с ребенком и рвануть в гости или клуб, можно вырваться в перерыв на работе пообщаться с подружкой или влезть в Интернет и подпитаться впечатлениями виртуальными. Ребенок всего этого не может, он полностью зависит от нас, а ведь его жизнь не менее рутинна: будильник, детский сад, одни и те же игрушки, ужин, "Спокойной ночи малыши" с одним и тем же приевшимся за год Лунтиком, а потом на горшок и в постель. Хорошо еще, если на ночь мама читает о прекрасных приключениях и интересной жизни мумитролей, Малыша с Карлсоном, девочки Пеппи-Длинныйчулок... А назавтра снова детский сад... И единственное место, где не так скучно, — мир фантазий, где с верными друзьями можно пережить что-то новое отличное от серости каждодневной жизни.

Вспомните, как давно вы в последний раз куда-нибудь с ребенком ходили, кроме облезлого двора с тремя березами и половиной сломанных качелей? А ведь ребенку необходимы новые впечатления как воздух! И одного раза в воскресенье ему явно мало.

Некоторым выходом являются детские сады, работающие по новым специальным программам, в которых заложено множество "событий", значимых для детей. Но и тут есть некоторые "но". Например, эти сады более чем платные (может стать сложностью для неработающих мам), и требуют присутствия родителей на многих мероприятиях, что может стать сложностью для мам работающих. Да и не все дети выдерживают нагрузку от большого количества впечатлений (слишком хорошо, как известно, тоже нехорошо).

Проблема: нехватка общения

Чаще всего воображаемый друг появляется, когда ребенок чувствует себя одиноким. Например, в семье появляется второй ребенок и все внимание родителей сосредоточено на младенце, или когда родители несколько рассеяны и заняты своими мыслями больше, чем детьми (идеальный представитель такого типа родителя — мама из мультфильма "Варежка" — добрая, хорошая, но вечно уткнувшаяся в свою книгу и свои мысли). А еще бывают просто застенчивые дети, которым трудно сходиться со сверстниками.

Тут рекомендация может быть только одна — больше общения: просто общения с ребенком, общения вместе с другими детьми и их родителями, помощь ребенку в нахождении общего языка с ровесниками.

Проблема: вытеснение

Как правило, ребенок проигрывает со своими воображаемыми друзьями свои тайные желания. Это самый прозрачный и легко "читаемый" вариант. Если друг вашего ребенка приходит, чтобы защищать его (чаще всего это какой-то аналог Бэтмена, Человека-паука или, на худой конец, Питера Пена, который заберет его отсюда немедленно), значит, ребенку плохо, он нуждается в защите, в снижении давления. Если же защитник "обещает" еще и наказать обидчиков, это вытесненная агрессия и надо хорошо задуматься — не пора ли обратиться к психологу?

Бывают и более простые и легко решаемые проблемы. Например, воображаемую собаку весьма просто заменить на реального живого щенка (если у ребенка аллергия на шерсть, в конце концов, можно выбрать "лысую" породу или пуделя).

"И нечего сваливать вину на какого-то Карлсона!"

Самый плохой вариант — если ребенок скрывает от вас своих воображаемых друзей. Это говорит о недоверии и страхе. Хотя бывают варианты, когда вы просто не заметили воображаемого друга: ну кто бы мог подумать, что милейший Пашка из детского сада, фигурирующий во всех рассказах вашего малыша, в реальности пластмассовый крокодил с оторванной лапой?

Как себя вести с воображаемым другом вашего ребенка? Самое главное — ничего не запрещать. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного "Карлсона". Однако важно провести границу между фантазией и реальностью — отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей: хорошо, что к тебе в гости пришла "Маша", но уроки делать надо все равно, люстру, конечно, разбил "Карлсон", но в углу, все равно, будешь стоять ты.

Воображаемые друзья ликвидируется сами собой к 7-9 годам. Если этого не случилось, то имеет смысл обратиться к психологу. Но не допускайте к своему ребенку шарлатанов, которые пытаются поставить диагноз и прописать тысячу и один психотропный препарат.

Надо понимать, что если вы обращаетесь к психологу с проблемами ребенка, то работать, прежде всего, предстоит вам самим, так как источник детских проблем чаще всего берет начало в родительских промахах.

Джинна Литинская

Всем привет, мне 13, у меня есть этот синдром, но мне проще называть его не "синдром Карлосона", а просто "одиночество..." Может кто то скажет что это болезнь или ещё что то, но я скажу что не хочу забывать о них, это лучшее что есть в моей жизни. Нет вы не подумайте что моя жизнь настолько ужасна у меня есть любящая семья, настоящие друзья они очень добрые и хорошие, но... Мне одиноко, просто одиноко было раньше... Сейчас у меня есть несколько тульп (тульпа - воображаемый друг) я живу с ними уже несколько лет, а точнее 4 года, я один раз рассказала своей интернет подруге что у меня есть воображаемые друзья, а она... Что она? Сказала забыть их, просто вычеркнуть из своей жизни и сфокусироваться на настоящих друзьях, но я не могу мне больно только от одной мысли что я их больше "не увижу" некоторые могут меня просто не понять, но я пишу сюда о всём что у меня сейчас на душе, на самом деле мне очень страшно готовить с мамой о моих друзьях (да, я осознаю что они воображаемые, но мне очень больно от того чувства что они не настоящие, ведь я прожила сними столько лет), и да... Я пишу это анинимно, специально, просто хотела поделиться историей, всем поки!!!

15.08.2019 22:58:18, Одинокая хикка

А я ничего не нашла о своей дочке. Она с 2,6 лет все время либо себя ассоциирует с маленькими хорошенькими зверьками: лисичкой, зайчиком, собачкой. Обязательно маленькими, либо разговаривает с воображаемыми зверьками. И иногда приходит типа волк, которого я или папа должны прогнать. Чтобы это значило. Сейчас ей уже 3 года.

28.10.2008 13:54:12, Марина

моя дочка играет с воображаемыми братьями и друзьями- теперь я поняла, что реально мы ни с кем её возраста не общаемся а в сад ходим редко -вот и страдает. сделала выводы

10.09.2008 13:50:52, Евгения

Всего 6 сообщений Прочитать обсуждение полностью.

www.7ya.ru

3 причины появления, 5 советов для родителей

Воображаемый друг появляется у ребёнка по причине здоровой и развитой фантазии. Он даёт великолепную возможность выражать собственные эмоции и тренировать коммуникативные навыки. По утверждениям психологов, у двух третей дошкольников и младшеклассников существуют воображаемые друзья. Кто знает, может, именно ваше чадо когда-либо поделится с вами необычными историями о своём собственном Карлсоне.

Воображаемый друг – кто это

Если углубиться в дебри психологии, то можно сказать, что это идеал друга, приятеля и партнера по играм. Этот образ ребёнок составляет в своей фантазии и всячески его эксплуатирует. Такие несуществующие приятели могут быть всевозможных форм и габаритов.

Иногда они походят на знакомого человека. В других случаях – на героя детской книжки, кинокартины или мультика. А если фантазии и воображение у ребёнка развиты сверх всякой меры, то вымышленный друг вообще не будет иметь «прототипа».

Подобные невидимые персонажи или всегда рядом с малышом, или же появляются время от времени. Они проживают в его комнате, на чердаке, в подвале или в домике на дереве. А ещё – они возникают тогда, когда это захочется ребёнку.

В каком возрасте появляется вымышленный друг

Обычно воображаемые друзья входят в детскую жизнь в возрасте 2,5-5 лет. Это связано с быстрым, можно даже сказать – стремительным – развитие интеллекта. Столь же бурно формируется воображение, коммуникация. А ещё в этот период на первое место выходит игра, в которой должен быть партнёр. Иногда он бывает ненастоящим.

Через некоторое время (обычно к школе) дети перерастают этих персонажей. К тому же у них появляются реальные приятели, с которым интереснее и увлекательнее совершать разные шалости. К подростковому возрасту в большинстве случае невидимый друг пропадает навсегда. И это абсолютно нормально.

Причины появления вымышленных приятелей

Маленький ребёнок активно приспосабливается к окружающему миру. А этот самый мир не всегда к нему благосклонен. Как следствие, малыш придумывает себе друга, который всегда будет на его стороне. Почему же это явление возникает?

  1. Одиночество. Это одна из косвенных причин появления вымышленного друга. Если ребёнок не может найти реальных партнёров для игр, то невидимый приятель – выход из ситуации. Также подобное явление может возникнуть, если малыш единственный ребёнок в семье.
  2. Стремление к лидерству. Многие дети желать первенствовать, находиться на лидирующих позициях. Однако не у всех получается реализовать свои устремления. В таком случае вымышленный друг – выход из замкнутого круга. Им можно покомандовать, ему можно указывать, он не будет лидировать.
  3. Недостаток впечатлений. Представим, что у ребёнка богатая фантазия. А эмоций и впечатлений не хватает. Следовательно, этот недостаток нужно компенсировать. Но как? Придумав собственного приятеля, который «расскажет» что-то интересное, раскрасит серые будни.

В некоторых случаях воображаемые друзья появляются у детей постарше. И происходит это после травмирующей ситуации. К примеру, после смерти родного человека, любимого животного, развода родителей. Что делать? Не нужно паниковать, а вот с психологом всё же можно проконсультироваться. На всякий случай.

Как общаться с невидимым другом

Чтобы не навредить ребёнку, следует правильно понимать ситуацию. Психологи выделяют ряд правил, которые помогут обратить детскую фантазию на пользу самому малышу. Рассмотрим эти рекомендации подробнее.

  • Не смейтесь. Нельзя насмехаться над ребёнком и его невидимым другом. Не следует каждый раз говорить, что «Карлсон» ненастоящий. Старайтесь откликаться на детские просьбы. Вам же не трудно купить лишнюю булочку или поставить стул с приятелем ближе к столу?
  • Не инициируйте общение ребёнка с «невидимкой». Не нужно спрашивать у малыша, как себя чувствует его приятель. Пусть ваш сын или дочка сами вспомнят о нём и выступят инициатором общения.
  • Не разрешайте ребёнку перекладывать ответственность. Малыш перекладывает вину за разбитую чашку на своего приятеля? Не соглашайтесь с такой постановкой вопроса. Напомните, что существуют последствия у любого поступка.
  • Не манипулируйте ребёнком. Не нужно использовать «невидимку» в собственных целях. К примеру, не стоит утверждать, что Карлсон хочет, чтобы малыш скушал овощи. Подобные манипуляции не идут на пользу ребёнку.
  • Поощряйте реальные контакты. Чем больше ребёнок проводит времени с настоящими приятелями, тем лучше. Поэтому следует почаще ходить в гости с малышом, приглашать ровесников к себе. Всё это позволит намного плодотворнее пережить период налаживания социальных контактов.

Таким образом, главная рекомендация родителям – не спорьте и не отговаривайте. Проявляете больше уважения. Со временем эта игра сойдёт на нет, упрёки же и насмешки лишь озлобят ребёнка. К тому же наблюдение за общением малыша с невидимым другом позволит лучше понять его самого. Узнать его желания, увидеть его проблемы.

Заключение

Очень редко воображаемые друзья могут быть признаком серьезных проблем. Если вы волнуетесь по поводу несуществующего приятеля вашего ребенка – например. Если ваш малыш перенес травмирующее событие или воображаемый друг приносит вред ребенку или другим членам семьи – проконсультируйтесь с психологом.

olalla.ru

Воображаемые друзья наших детей: стоит ли паниковать

«Авраам Линкольн — мой дедушка» — между делом заявляет мне пятилетка. «Что?» — переспрашиваю я, предусмотрительно затаившись в молчании. «Ну да, — продолжает ребенок, уже чуть не плача, — я так расстроился, когда его застрелили в театре».

Так, с примера из собственной жизни, начинается статья-исследование Джессики Келер, посвященная теме воображаемых друзей и тому, как относиться к чрезмерно бурной фантазии ребенка. «Это один из многочисленных примеров воображаемых связей нашего сына. Помимо исторических личностей, он предпочитает книжных героев, актеров кино или полностью придуманных персонажей — все они часто занимают большое место в его ежедневных играх. Истории с воображаемыми друзьями многогранны, эмоциональная связь крепка. Не пора ли нам беспокоиться?»

Психология придуманных друзей 

В детстве они появляются довольно часто. Примерно две трети детей в возрасте от трех до восьми лет придумывают воображаемых друзей, которые иногда «задерживаются» и до подросткового возраста. Скорее всего, к этому более склонны девочки, и образы придуманных компаньонов у детей разного пола различаются.

Девочки чаще занимают учительскую позицию в таких отношениях, нянча малышей — животных или младенцев. Мальчики, в свою очередь, создают сильных и знающих «приятелей», более могущественных, чем они сами. Отношения с такими друзьями могут быть иерархическими или равноправными.

Согласно исследованию, придуманные компаньоны обычно относятся к одной из двух категорий: невидимые существа или персонифицированные объекты. Большинство детей прекрасно понимают, что их друзей не существует в реальности, и даже указывают на это взрослым, к их большому облегчению. За выдуманным компаньоном скрывается созданный воображением ребенка космос, удивительный мир фантазии.

Откуда они берутся? 

В основном таких существ придумывают просто для удовольствия. Довольно часто дети с богатым воображением отлично социализированы и любят все, что связано с фантазией. Эти личностные особенности соединяются и провоцируют ребенка на создание вымышленных компаньонов.

Исследование Стефани Карсон дало основание считать, что дети наделяют их функционалом для удовлетворения трех психологических потребностей, основанных на теории самодетерминации.

1. Потребность в компетенции

В отношениях с воображаемыми друзьями дети часто выделяют себе роль лидера, обучающего менее компетентного «товарища».

2. Потребность в отношениях

Связи с ними порой бывают не менее крепкими, чем с настоящими друзьями.

3. Потребность в автономии

Иногда придуманные компаньоны помогают детям манипулировать ситуацией с целью получить контроль над происходящим.

Родительские сомнения 

Еще в 1945 году доктор Бенджамин Спок писал, что родителям стоит беспокоиться, если у ребенка старше четырех лет все еще есть воображаемые друзья. По его мнению, их появление свидетельствовало о неприспособленности или недостатке чего-то у ребенка в реальной жизни.

Жан Пиаже, один из самых известных психологов XX века, изучавший развитие ребенка, в 1962 году заявил, что наличие придуманных друзей может быть признаком нарушения развития ребенка.

У детей есть свой зачарованный мир, который они не всегда хотят открывать

Однако научные данные последних трех десятилетий не поддерживают точку зрения доктора Спока и Пиаже. Свежие исследования позволяют предположить, что наличие воображаемых друзей связано с позитивными психологическими показателями в детстве и более позднем возрасте.

Позитивные психологические показатели 

Исследование рассматривало взаимосвязь фантазий о вымышленном друге и позитивных психологических показателей. Выяснилось, что дети, у которых есть придуманные компаньоны, также имели более широкий словарный запас и лучшие речевые навыки. Они оказались менее стеснительными и более социально ориентированными и в целом обладали высоким уровнем креативности.

Ученые увидели взаимосвязь между богатой фантазией ребенка и лучшими результатами при прохождении теста на творческие способности. Интересно, что эти дети оказались изобретательнее сверстников в придумывании новых вариантов использования различных предметов. Они менее ограничены функциональными стандартами.

Таким образом, данные позволяют предположить, что фантазеры могут вырасти в креативных взрослых, чьи показатели развитого воображения будут выше, чем у остальных.

Сверхвозбудимость 

Некоторые психологи пока еще сомневаются в обязательном наличии взаимосвязи между появлением воображаемых приятелей у ребенка и его отличными интеллектуальными показателями. В то же время уже существует теория, поддерживающая идею, что богатое воображение бывает у детей с хорошими когнитивными способностями.

Теория позитивной дезинтеграции Казимежа Домбровского включает важный момент, касающийся концепции сверхвозбудимости, то есть повышенной психической возбудимости у одаренных детей. Описание этого явления во многом совпадает с особенностями тех, у которых есть придуманные друзья.

Вот список характеристик сверхвозбудимости воображения у детей, описанной у Домбровского:

  • Частое обращение к образам и метафорам
  • Возможность придумывать и фантазировать
  • Способность к детализированной визуализации, восприятию поэзии и драматического искусства, склонность к одушевлению окружающего мира и готовность к волшебству
  • Умение жить в мире фантазии
  • Пристрастие к волшебным книгам и сказкам
  • Сценические способности
  • Спонтанное создание визуальных образов для выражения эмоционального напряжения
  • Анимистическое воображение, смешение реальности и выдумки, способность продуцировать сны и иллюзии
  • Непереносимость скуки

Это интересное поле для исследований, которое, как надеется Джессика Келер, вскоре будет тщательно изучено, чтобы доказать связь между сверхвозбудимостью детей и созданием ими воображаемых друзей.

Открытость к новому опыту 

Еще одна область для научных изысканий связана с известной теорией «Большой пятерки» черт личности. Благодаря исследованиям открылась возможная связь между склонностью придумывать друзей и открытостью опыту. А это, в свою очередь, снова отсылает к концепции сверхвозбудимости и одаренности.

Место встречи — фантазия 

В 1999 году психолог Марджори Тейлор, исследующая вопросы воображения и творчества, в книге «Воображаемые друзья и дети, создающие их» описала создание вымышленных компаньонов как «магический круг». По мнению Джессики Келер, это идеальная аналогия.

У детей есть свой зачарованный мир, который они не всегда хотят открывать. И если родителей допустили туда, то стоит с благодарностью принять такой опыт. Это прекрасная возможность установить контакт с ребенком и узнать о его чувствах с помощью вопросов и бережного исследования фантазийного мира.

К придуманному другу следует отнестись с осторожностью и ни в коем случае не брать над ним верх, потому что ребенку хочется контролировать ситуацию. На протяжении этого удивительного путешествия родителей ждет радость от общения с ребенком, а в перспективе они могут способствовать развитию креативной личности. «Возможно, именно в вашей семье растет новая Агата Кристи», — заключает Джессика Келер.

Читайте также

www.psychologies.ru

Воображаемые друзья и их смысл для детей!

Дата публикации: 27.01.2020

Мир маленького ребенка состоит не только из того, что привычно для нас, взрослых. В его реальности есть место для фантазий и сказок. Когда малыш засыпает, он легко переносится в воображаемый мир, где легко соседствуют волшебные и реальные существа, а проснувшись, может увлеченно рассказывать о том, как общался ночью с доброй феей...

Детское воображение начинает развиваться примерно с 2,5 до 3 лет, что можно узнать по появлению в игровой деятельности сюжетных игр, в которых различные предметы или игрушки наделяются определенными свойствами и характером. Более, чем у половины детей это происходит одновременно с появлением одного-двух воображаемых друзей. Приятели-невидимки бывают разных форм и размеров. Их образ может быть похожим на кого-то, кого ребенок уже знает, либо им может стать сказочный персонаж, герой мультфильма или даже мягкая игрушка. Иногда ребенок целиком выдумывает весь образ своего «друга». Невидимые друзья могут находиться только в определенных местах, например, под кроватью или в шкафу, а могут появляться и исчезать без всякой видимой причины.

На что обратить внимание

Как правило, воображаемых друзей ребенка не стоит опасаться: их появление — нормальный этап взросления детей от 3 до 7 лет. Для того, чтобы лучше понять, зачем малышу, вымышленный друг, представьте, что он все-таки реален, и попросите ребенка познакомить вас. Постарайтесь не выражать недоумение и перенеситесь в воображаемый мир своего малыша. Не страшно, что на завтрак придется понарошку накрывать блюда для еще одного «гостя», зато со временем ребенок будет рассказывать вам о своих реальных друзьях, не опасаясь осуждения. Понаблюдав за игрой ребенка, вы заметите, какую функцию невидимый приятель выполняет. Что это может быть?

  • Чувство контроля: независимо от того, насколько вы позволяете ребенку проявлять самостоятельность, он все равно понимает, что в большинстве случаев родители все контролируют, а не он. Придумывая воображаемых друзей, дети словно обретают чувство контроля, поскольку в мире фантазий именно они говорят своему «другу», что делать и чего не делать.
  • Удовлетворение фантазий: в придуманном мире дети дружат с любимыми героями — Анной и Эльзой, Золушкой и Рапунцель, Трансформером и Человеком-Пауком, — которых они хотели бы встретить в реальной жизни.
  • Повышение уверенности в себе: воображаемый друг не критикует и не осуждает действия ребенка, поэтому с ним можно быть самим собой.
  • Компания для игр: малыш восполняет таким образом недостаток общения со сверстниками.
  • Возможность выразить свое мнение: некоторые дети боятся высказать свое мнение, и тогда они призывают на помощь воображаемых друзей, чтобы сказать что-то вроде: «Мама, моей Алисе не нравится это платье».
  • Использование в качестве козла отпущения: это самый удобный способ уйти от ответственности за проступок и обвинить во всем выдуманного персонажа. Ребенок таким образом создает себе чувство безопасности, пока не научится признавать свои ошибки.

Как видите, нет ничего страшного в том, что малыш выдумывает себе друзей. Однако стоит насторожиться, если ребенок уходит в воображаемый мир настолько, что избегает реального общения.

Как воображаемый друг может помочь в воспитании ребенка?

Дети часто воспринимают любимых персонажей из мультфильмов как реальных существ, отсюда — любовь к одежде, различным аксессуарам и даже мебели с принцессами и супергероями. Прелесть таких персонажей не в их внешних качествах, а в волшебной силе, которой они наделены. Маленький ребенок понимает, что его личные возможности ограничены, и, чтобы хоть как-то почувствовать могущество, он переносится в мир фантазий и идентифицирует себя с любимым героем (либо заводит с ним «дружбу»).

Родители могут извлечь из подобных фантазий немало пользы, например, победить страхи ребенка, если рядом окажется храбрый герой (как Моана или Спайдермен), помочь принять какие-то особенности, если малыш их стесняется (как Эльза, которая в конце концов научилась управлять своей магической силой и обрела себя) или научить сына или дочь смотреть на жизнь с оптимизмом (словно Рэйнбоу Дэш из мультфильма «Мой маленький пони»). А закрепить воспитательный эффект помогут правильные «декорации». Вы можете, например, заказать детскую мебель с изображением любимых героев ребенка. Спать, играть и заниматься в одной комнате с любимым мультгероем — настоящее чудо, которое легко воплотить в реальность. Воображаемые друзья или идентификация с персонажем мультфильма — здоровый элемент игры, который помогает ребенку развивать творческие способности и исследовать мир в безопасной среде. Общение с вымышленными персонажами также помогает детям справиться со страхами, тревогой, стрессом и другими сложными эмоциями. Ведь в любимых историях силы добра всегда побеждают!

 

 

 

 

 

 

Источник

Мне нравится 9


Похожие посты


Оставить комментарий

mamsy.ru

Воображаемый друг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вообража́емый друг (также «невидимый друг», «воображаемый партнёр») — это придуманный ребёнком персонаж, с которым он дружит или общается[1]. Воображаемый друг может казаться очень реальным, хотя обычно дети понимают, что он не существует на самом деле[2].

Предполагают, что первые научные исследования на тему воображаемых друзей были проведены в 1890-е годы[3].

На тему появления и эволюции этого феномена очень мало информации. Тем не менее, Клаузен и Пассман (2007) пишут, что первоначально воображаемых партнёров описывали в виде сверхъестественных существ и духов, которые, как считалось, связывают людей с их прошлыми жизнями[4]. В ранние исторические времена у взрослых людей были домашние боги, ангелы-хранители и музы, игравшие роль воображаемых партнёров, дающих комфорт, руководство и творческое вдохновение[4]. Как считают Клаузен и Пассман, в конце концов феномен воображаемых друзей перешёл на детей. В какую эпоху у детей стали появляться воображаемые друзья, неизвестно, но, по мнению вышеназванных авторов, возможно, что детский феномен воображаемого друга возник в середине XX века, когда детство стали считать важным периодом в жизни человека, временем для игры и воображения[4].

Литература[править | править код]

Хотя в книгах Астрид Линдгрен о Карлсоне есть свидетельства его реального существования (его в конце концов видят друзья и родители Малыша Сванте Свантесона, домик на крыше видел трубочист и так далее), с другой стороны (особенно в первой книге) поведение Карлсона, который появляется лишь в моменты одиночества мальчика и компенсирует излишнюю мягкость его характера, целиком и полностью вписывается в модель, где он — лишь воображаемый друг, alter ego ребёнка. Именно с этой точки зрения его зачастую рассматривают критики и литературоведы, как в СССР и России, так и в Швеции[5]. К ним относятся биограф Линдгрен Э. М. Меткаф[6], А. Исаева[7], Елена Тагер[8] и др. Трилогия о Малыше и Карлсоне построена как роман воспитания, герой которого в процессе взросления и социализации интегрирует своё инфантильное alter ego со своим основным «я»[5].

До Карлсона к теме вымышленных друзей Астрид Линдгрен обратилась в своём сборнике «Крошка Нильс Карлсон». Герои одноимённого сборника рассказов, вышедшего в 1949 году, — дети, страдающие от болезней, одиночества или холода. Каждое из приходящих к ним волшебных существ: домовёнок, живая кукла, невидимая сестра или мистический господин Лильонкваст обладают явственными признаками того, что они — плод детского воображения[9].

Подобно Карлсону, способен летать и точно так же может быть истолкован и как реальный, и как воображаемый персонаж заболевший ангел Скеллиг из одноимённого романа для детей Дэвида Алмонда (и его экранизации)[10].

Кинематограф[править | править код]

Мультипликация[править | править код]

  1. Анн Бакюс. Гид по воспитанию детей от 3 до 6 лет. Советы знаменитого французского психолога (рус.). — Litres, 2014. — С. 58—. — ISBN 978-5-457-64188-4.
  2. ↑ Taylor, M. (1999) Imaginary Companions and the Children Who Create Them. New York: Oxford University Press.
  3. Klausen, Espen; Richard H. Passman. Pretend companions (imaginary playmates): the emergence of a field (англ.) // Journal of Genetic Psychology (англ.)русск. : journal. — 2006. — December (vol. 167, no. 4). — P. 349—364. — doi:10.3200/gntp.167.4.349-364.
  4. 1 2 3 Klausen, E.; Passman, R. H. Pretend companions (imaginary playmates): The emergence of a field (англ.) // The Journal of Genetic Psychology (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 167, no. 4. — P. 349—364. — doi:10.3200/gntp.167.4.349-364.
  5. 1 2 Майофис, 2008, Карлсон после XX съезда, с. 246-248.
  6. Э. М. Меткаф. Астрид Линдгрен. — М.: Шведски институт, 2002. — С. 20.
  7. Исаева А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше // Иностранная литература. — 1958. — № 2. — С. 200.
  8. Тагер Ел. О переводных книгах для детей // Звезда. — 1959. — № 2. — С. 246.
  9. Кайса Эберг Линдстен (перевод А. Поливановой). Астрид Линдгрен и шведское общество (рус.) // Неприкосновенный запас. — 2002. — № 1 (21). Архивировано 22 декабря 2015 года.
  10. AF Harrold. Top 10 imaginary friends in fiction // The Guardian. — 2014. — 23 октября.
  • Чеснокова О.Б., Яремчук М.В. Феномен «воображаемого партнера» в детском возрасте. «Вопросы психологии», 2002, N 2. С.14-27.
  • Мария Майофис. Милый, милый трикстер: Карлсон и советская утопия о «настоящем детстве // Весёлые человечки: культурные герои советского детства. — Новое литературное обозрение. Научная библиотека, 2008. — Вып. LXXIV. — С. 241—286. — ISBN 978-5-86793-642-6.

ru.wikipedia.org

зачем нужны, до какого возраста, как быть

Вспомните Карлсона. Такой себе добродушный, в меру упитанный великовозрастный шалопай с пропеллером из полюбившейся нам с детства сказки Астрид Линдгрен про Малыша, который так хотел собаку. Этот забавный персонаж, живущий на крыше и прилетающий к Малышу в моменты, когда тому грустно и одиноко, совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь если вдуматься, в своей сказке шведская писательница затронула проблему появления у ребёнка, на каком-то этапе его жизни, воображаемого друга.

Многие родители пугаются, паникуют, когда замечают, что их чадо начинает общаться с пустотой. А психологи называют такое явление просто очередным этапом развития личности маленького человека. Так как же относиться к подобному поведению крохи и что при этом делать маме-папе? Подыгрывать или всячески пытаться переубедить. А может, стоит разобраться в причинах появления в жизни любимого карапуза придуманного товарища?

Итак, воображаемые друзья у детей. Кто они? Какие они? Почему появляются? И что с ними делать?

Кто они?

В возрасте 3-5 лет у детей очень активно развиваются воображение и творческие способности. Как следствия — неуёмная фантазия, обогащение внутреннего мира, развитие умения анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.

То, каким окажется воображаемый друг, целиком и полностью зависит от фантазии вашего ребёнка, а также от того, какие проблемы он призван решать

Появление в жизни ребёнка воображаемого друга – это фантазии плюс образы из реальной жизни (сказок, мультфильмов) и плюс проблемы, которые таким образом малыш пытается решить.

Как же выглядят эти порождения детской фантазии? А они могут быть любой формы, любого размера и вида любого. Игрушка, наделённая человеческими качествами или сказочный персонаж, Супермен, защищающий слабых или зверушка, которую так хочет завести малыш, «бяка-заколяка», прячущаяся под кроватью, либо ребёнок-ровесник (Сашка, Серёжка, Наташка), с которым так весело играть.

Воображаемые друзья – это динамически развивающиеся сборные образы, обладающие теми качествами, которые на данный отрезок времени для малыша являются приоритетными. Познакомьтесь ближе с придуманным товарищем карапуза, и вы узнаете, чем живёт и в чём нуждается ваше дитя.

Чтобы вам легче было разобраться в ситуации, попросите малыша нарисовать своего невидимого товарища

Какие они?

Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.

С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно отношения в семье, погрешности в воспитании или сложности с адаптацией в детском коллективе становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.

  • Персонаж мультфильма (сказки). Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
  • Выдуманный обычный ребёнок, ровесник. Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
  • Супермен, защитник. Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
  • Призрачный попугайчик, котёнок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
  • Добрый волшебник, фея, фантастическое существо. Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.

Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.

Карапуз придумывает себе друзей, когда ему не хватает родительского внимания и общения со сверстниками

Почему появляются?

Так каковы же причины того, что у детей иногда появляются воображаемые друзья?

  1. Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками.
  2. Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность.
  3. Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
  4. Чувство вины. Желание избежать наказания.
  5. Вытеснение. Проигрывание с воображаемыми друзьями своих тайных желаний. Самое опасное проявление этой проблемы – вытесненная агрессия, желание наказать обидчиков. И оно требует коррекции специалистом.
  6. Слишком бурная фантазия.

Дружба с выдуманными персонажами у подростков — реакция на глубокое нервное потрясение

Синдром Карлсона у подростков

Подобные проблемы с помощью придуманных товарищей пытаются решить, в основном, дошколята. Если же подросток начинает общаться с вымышленным персонажем, здесь и причины могут быть другими, и относиться к такому явлению нужно будет по-другому.

Если для дошколёнка воображаемый друг – явление естественное, легко поддающееся коррекции и, в большинстве случаев,  довольно быстро проходящее, то в подростковом возрасте – это защитный механизм, призванный поддержать психику ребёнка в стрессовой ситуации.

Активация дружбы с невидимкой у подростков происходит вследствие серьёзной психологической травмы:

  • смерти близкого родственника или любимого питомца;
  • развода родителей;
  • переезда на новое место;
  • ссоры с кем-то из близких;
  • и даже безответной любви.

Признаком психологической патологии появление воображаемого друга ни в дошкольном возрасте, ни в подростковом не считается. И медикаментозно, чаще всего, не лечится.

Но, в случаях с подростками, лучше будет, если разобраться с причинами призрачной дружбы и разработать стратегию выхода из психологического кризиса родителям поможет квалифицированный специалист.

Вытесненная агрессия у ребёнка — повод обратиться за помощью к психологу

Стоит ли волноваться родителям?

Наверное, не зря любимой фразой Карлсона были слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно так родители и должны поступить, впервые обнаружив, что их малыш разговаривает с кем-то невидимым.

Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг крохи, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте, исходя из сути проблемы, которая, обязательно будет прослеживаться в общении карапуза с его воображаемым спутником, и сообразно ситуации.

Ваша задача – создать все условия, чтобы малыш больше не нуждался в нереальной дружбе, переключившись на вполне реальные, земные радости, хлопоты, занятия.

К 7-9 годам воображаемые друзья, обычно, перестают существовать в сознании даже самых заядлых фантазёров. Если же к этому возрасту ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу.

Поход к специалисту также необходим, если:

  • фантазии карапуза довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами;
  • малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ;
  • кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно;
  • ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга.

И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.

Замените воображаемого друга настоящим

Советы психологов

  1. Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.
  2. Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
  3. Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
  4. Чаще давайте малышу право выбора, развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
  5. Не скупитесь на похвалы.
  6. Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
  7. Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.
  8. А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.

Появление воображаемых друзей — очередной этап развития личности малыша

Ребёнка можно отвлечь от чего угодно, если взамен предложить ему более интересную перспективу. Воображаемых друзей вашего малыша не нужно пугаться. С ними можно прожить определенный отрезок времени, а потом помочь карапузу отпустить их туда, где им и положено остаться. В уходящее, с течением дней, месяцев, лет, детство…

babyzzz.ru

Воображаемые друзья у ребенка

От 2,5 лет у маленьких детей появляются воображаемые друзья. Как реагировать родителям и стоит ли применять меры.

Наша дочка придумала воображаемую подругу, которая постоянно рядом с ней. У дочки есть семья, которая ее любит, и товарищи для игр. Зачем же ей нужна воображаемая подруга?

Учитывая наличие взрослых, которые постоянно что-то требуют, и сверстников из плоти и крови, которые постоянно хватают игрушки и толкаются, какому малышу не захочется иметь друга, который всегда бы его слушался, полностью подчинялся его желаниям, никогда не спорил и не угрожал ни личности, ни имуществу? А кто соответствует этим требованиям лучше воображаемого товарища для игр?

Воображаемый друг может даже играть роль второго «я». Это второе «я» используется в качестве козла отпущения (чтобы проверить рамки, поставленные родителями, чтобы было на кого свалить промахи), для выражения укоров совести (чтобы одергивать), для выплеска бурных эмоций (гнева, тревоги, страха, ревности), которые вашей девочке неприятно (или она еще не умеет) выразить самой. Или же второе «я» может быть защитником (чтобы спасти от соседской большой собаки или «чудовища» под кроватью), либо просто составить компанию, когда ребенку скучно или одиноко.

Воображаемые друзья явление весьма распространенное. Установлено, что до 70% малышей на определенном этапе выдумывают себе друзей. Чаще всего это происходит в возрасте от двух с половиной до трех лет, продолжается примерно два года и прекращается, когда ребенку исполняется пять или шесть лет. Подавляющее большинство детей, выдумавших себе спутников, прекрасно осознают, что это лишь плоды их воображения, хотя могут бурно отрицать это.

В некоторых семьях воображаемые друзья навещают маленьких детей лишь периодически. В других присутствуют постоянно. Воображаемый спутник может являться в разных формах (ребенок, взрослый, собачка, фея-крестная), иметь имя (простое или фантастическое), особые приметы (быть высоким, низким, толстым, худым, красивым или забавным) и собственные привычки (всегда сидеть на одном и том же стуле, спать на определенной стороне кровати, носить одежду только одного цвета). У некоторых детей бывает даже больше одного воображаемого друга: эти «приятели» могут приходить все вместе или по очереди.

Как влияет воображаемый спутник на будущее?

Исследования показывают, что дети, у которых были воображаемые друзья, как правило, не испытывают недостатка в настоящих друзьях, отличаются богатым словарным запасом, умеют творить, независимы, общительны, умеют находить общий язык с воспитателями и сверстниками. Они не хуже прочих детей видят разницу между воображением и реальностью, но охотнее включаются в смысловые игры с воображаемыми объектами (изображают самолет или превращают мамину шаль в клумбу с цветами). Очень многие творческие личности, добившиеся успеха в жизни, припоминают, что в детстве у них тоже были воображаемые спутники.

Что делать с воображаемыми друзьями

Чтобы присутствие воображаемой подруги вашей ребенка пошло на пользу всей семье, имейте в виду следующее.

  • Помните, что воображение — драгоценный дар, помогающий ребенку расти и развиваться. Пусть малыш играет со своими фантазиями без постороннего вмешательства и обескураживающих замечаний. Если вы будете смеяться над воображаемой «подругой» или запрещать брать ее с собой, покидая дом, вряд ли это заставит ребенка отступиться от своих фантазий. Ребенок будет держать их в тайне, из-за чего может погрузиться в воображаемый мир глубже, чем это желательно.
  • Смиритесь с ее «подругой» и ласково примите ее. Не ставьте существование воображаемого спутника под сомнение (это только расстроит, а возможно, и рассердит малышку), будьте гостеприимны. Пойдите навстречу желанию ребенка, чтобы у ее приятельницы было место за столом, своя подушка и даже тарелочка «каши», но только на условиях смысловой игры, точно так же, как если бы вы играли с малышкой в куклы или машинки.
  • Пусть главным будет ребенок. Не приглашайте ее «подругу» за стол, пока малышка этого не попросит, не «целуйте» ее на ночь, однако, если ребенок попросит, подыграйте.
  • Осторожнее «используйте» воображаемого спутника. Некоторые родители пытаются с его помощью заставить детей идти им навстречу. Например, говорят: «Додо хочет, чтобы ты сегодня надела варежки, потому что холодно» или «Покажи Додо, как ты умеешь чистить зубки». Однако это может выйти вам боком. Хотя некоторые малыши добродушно подыгрывают, когда родители пытаются вмешиваться в их отношения с воображаемым спутником, другие чувствуют, что теряют над ним власть, и либо сердятся, либо отказываются сотрудничать. Пользуйтесь этим методом лишь в том случае, если ваша девочка не обижается.
  • Не позволяйте ребенку с помощью «друга» избегать ответственности. Совсем неплохо пользоваться воображением для поддержки, избавления от одиночества и ролевой игры. Однако использовать его, чтобы не поднимать самому брошенную на пол книжку или фломастер («Это сделал Додо!»), недопустимо. Не отвечайте на такую хитрость беспомощной улыбкой, чтобы позднее самостоятельно подобрать брошенную вещь. Лучше скажите: «Ага. Ну, раз это твоя подруга, помоги ей поднять то, что она уронила». Если малышка откажется присоединиться к воображаемой подруге, чтобы убрать комнату, прекратите подыгрывать и добейтесь, чтобы она проделала все необходимое сама.
  • Обеспечьте другие выходы для воображения ребенка. Вдохновите малышку поиграть в воображаемые игры с куклами, мягкими игрушками, куклами—персонажами сказок или представителями профессий, куклами, которых можно одевать и раздевать. Если девочка не знает, что делать дальше, помогите ей. Подпитывайте ее воображение чтением книг со множеством персонажей, сюжетов и описываемых мест.

Читайте подробнее: Развитие творческих способностей ребенка до 3 лет.

  • Обеспечьте выходы для негативных чувств. Если воображаемый спутник нужен малышке, чтобы избавиться от гнева, ревности или других отрицательных эмоций, поощрите ее высказать их (насколько удастся) вам или избавиться от них другим приемлемым образом.

Читайте подробнее в статье: Занятия для активного ребенка.

  • Обеспечьте ребенка товарищами из плоти и крови. Если воображаемый спутник служит для заполнения пустоты, вызванной отсутствием реальных друзей или недостатком родительского внимания, при исправлении упущенного надобность в нем отпадет.
  • Помните, что постепенно ребенок забудет о воображаемом спутнике. Когда малышка освоится с обществом и научится лучше выражать свои мысли и чувства, необходимость в дополнительной моральной поддержке скорее всего исчезнет.

Воображаемый спутник иногда позволяет родителям заглянуть в мысли ребенка (например, если воображаемый спутник отказывается идти в детский сад, это может свидетельствовать, что у ребенка возникла проблема). Но появление такого спутника само по себе ни о каких эмоциональных проблемах не свидетельствует. Если же малышка настолько поглощена воображаемой подругой или привязалась к ней, что перестала общаться с остальными, если она выглядит замкнутой или просто несчастной, обсудите ситуацию с врачом. Возможно, необходима консультация.

mamsik.net


Смотрите также


Семья

Семейные отношения
Каждая отдельная семья являет собой определенную социально-психологическую группу, которая в свою очередь складывается на основе интимных и исключительно доверительных отношений между двумя супругами, а также родителями и детьми. Её общая социальная активность, структура, а также составляющая нравственно-психологическая атмосфера напрямую зависят не только лишь от общих условий и установленных закономерностей, но также от тех довольно специфических обстоятельств, в которых формируется семья, а также живёт и в полной мере функционирует.
Рождение ребенка – испытание на прочность всей семьи
В сказках, как известно, все невзгоды героев заканчиваются свадьбой. А в жизни со свадьбы все только лишь начинается.

Опрос

Полезный для Вас наш сайт?

Да
Нет
Очень полезный
Ничего интересного
Мне все равно